Статья

Работа над задачами в ходе  устных вычислений на уроке математики

Андреева Светлана Юрьевна

В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д. Математикой воспитываются такие качества ума и речи, как точность, четкость, ясность.

Задача формирования вычислительных навыков - центральная в курсе математики начальных классов.

В начальных классах особое место занимает работа по формированию устных вычислений, поскольку в течение четырёх лет обучения учащиеся должны не только сознательно усвоить приёмы устных вычислений, но и приобрести твёрдые вычислительные навыки. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение, т.к. они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов и др. Устные вычисления способствуют лучшему усвоению приёмов письменных вычислений, так как последние включают в себя элементы устных вычислений.

Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений:

- активизируют мыслительную деятельность;

- развивают логическое мышление;

- сообразительность;

- память; —

- творческие начала и волевые качества;

- наблюдательность и математическую зоркость;

- способствуют развитию математической речи..

 

Работа над задачами - неотъемлемая часть устных упражнений.

Для формирования вычислительных навыков полезно давать ученикам в устном счёте побольше простых задач, устное решение которых позволяет ученикам осмыслить каждое математическое действие.

Составные задачи также следует включить в устные упражнения. При этом выбирать достаточно знакомые виды задач, чтобы не останавливаясь на разборе, можно было проверить умение детей определять ход решения задачи и осуществлять выбор каждого действия.

При работе над задачами можно использовать следующие задания:

ü Придумать вопрос к задаче

ü К данному условию придумать разные условия задачи.

ü Составить задачи на данное действие

ü Составить новую задачу по некоторым данным решенной задачи

ü Изменить вопрос так, чтобы задача решалась иначе

ü Продолжить условие  решенной задачи путём составления новой задачи, куда в качестве числового данного входит полученный ответ

ü Составить обратные задачи

ü Составить задачу по картинке

ü Решить задачу несколькими способами

Устное решение задач занимает значительно меньше времени по сравнению с решением задач письменно. .Благодаря этому устно можно решать за одно и тоже время значительно больше задач, чем письменно. Для устного решения следует подбирать задачи в единой системе с задачами, предназначенными для письменного решения, так, чтобы в одних случаях они были подготовкой к решению новых видов задач, а в других закреплением ранее встречавшихся видов.

Важно учить детей понимать связи и отношения между данными и искомыми в задаче, видеть, как изменение числовых данных, вопроса, отношений между данными и искомым влияет на решение или ответ задачи.

Большую помощь в осуществление этих целей оказывает работа по преобразованию задач.

 

Виды заданий по преобразованию задач.

1. Изменение условия задачи без изменения вопроса.

Задача:  В первом аквариуме 6 рыбок, во втором 2 рыбки. Сколько всего рыбок?

После её решения вносим изменения в условие задачи..

А) В первом аквариуме 6 рыбок, во втором на 4 рыбки больше, чем в первом. Сколько всего рыбок?

Б)   В первом аквариуме 6 рыбок, это на 4 рыбки больше, во втором аквариуме. Сколько всего рыбок?

Учащиеся видят, что вопрос в задачах один и тот же, т.е. он не изменяется, а в связи с изменением условия изменяется ход решения задач.

2. Введение дополнительных данных в условия задачи.

Задача: За 3 одинаковых стержня мальчик заплатил 6 рублей. Сколько стоит 1 стержень?

Вводим новые данные и предлагаем решить задачу:

Задача: За 3 одинаковых стержня мальчик заплатил 6 рублей. Сколько денег он уплатил бы за 2 таких стержня?

После сравнения этих задач можно ввести ещё новые данные:

Задача : За 3 одинаковых стержня мальчик уплатил 6 рублей. Потом он купил ещё 2 таких  же стержня. Сколько стоит вся покупка?

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio