Приёмы и формы организации обучения на уроках математики

Диденко Нина Ивановна

Математике, бесспорно, принадлежит важное место в общем объёме знаний и навыков, получаемых учащимися в начальной школе. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Согласно высказыванию, не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития личности. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему необходима тщательная организация содержания образования, отбор соответствующих форм и методов обучения, его технологии, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволяют решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.

В первом классе в течение года на уроках математики проводится работа над формированием вычислительных навыков в пределах десяти. Естественно, встаёт вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной.

Например, для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 использовала игру «Самый быстрый почтальон»

Пяти ученикам раздаётся одинаковое число карточек, на обратной стороне которых записано выражение на сложение и вычитание. Парты изображают дома с номерами ( на них лежат карточки, обозначающие числа от 0 до 10). Остальные дети в это время выполняют письменную самостоятельную работу.

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома ( найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома ( положить на парты), на которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Здесь же я применяю игровые задания соревновательного характера. Например, наряду с привычным заданием «Кто быстрее?», где предлагается выполнить вычисления за определённый временной промежуток, я использую такие варианты:

- Из предложенного множества выражений вычеркните те, значение которых ровно 5.

- Вычеркните выражения, значение которых больше 7.

- Обведите те выражения, значения которых можно найти при помощи равенства 3 + 5 = 8, и т.д.

Во втором классе при закреплении учащимися знания таблицы умножения и соответствующих случаев деления часто использую игру «Рыболов».

На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записано одно из следующих выражений:

4*3 6*4 12:4 3*6 6*2 12:2

2*3 12:6 6:3 24:4 3*8 3*4

Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают находить значения выражений, забирая себе соответствующую рыбку. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведённого на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. При поведении итогов учитывается количество «пойманных» рыбок и правильность вычислений. Ученик, признанный лучшим «рыболовом», может выбрать следующих участников игры.

Есть варианты продолжения игры. Следующие два ученика раскладывают рыбок на две группы, ориентируясь на выражения, связанные с одним и тем же равенством таблицы умножения. В качестве проверки при правильном выполнении задания в каждой группе оказываются рыбки одного вида. Далее можно предложить ученикам дополнить оставшиеся равенства.

Со временем дети стали сами придумывать аналогичные игры, и я с удовольствием использовала их на этапе актуализации знаний или при закреплении изученного материала.

Многие упражнения можно строить на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Ученики делятся на команды ( по рядам) и каждый получает карточку с заданием – задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого ученика разная. К примеру, хорошо подготовленным учащимся предлагается

решить задачу по схеме, составив по ней выражение. Слабо успевающим ученикам – составить задачу по краткой записи и закончить её решение. Тот, кто решит задачу, прикрепляет на доске свой флажок и может считать себя спортсменом. Побеждает команда, показавшая лучшие результаты в скорости и правильности выполнения.

Оценивать работу могут более сильные ученики-судьи.

Здесь ставится цель привлечь к выполнению задания учащихся с разными математическими способностями. Все стараются решить задачу, все хотят быть спортсменами.

Считаю, что применение на уроках математики игровых методов, элементов занимательности, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала основными приёмами активизации мыслительной, познавательной деятельности. Реализации их на практике позволит формировать прочные вычислительные навыки и развивать познавательные способности у учащихся.

Игра позволяет поставить перед детьми проблему, а учителю применить метод проблемного обучения. Полностью соглашусь с высказыванием, что математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидцам, а с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и упражнения, предлагаемые в учебнике математике – своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому образцу, данному учителем.

В своей практике использую задания проблемного характера на этапе актуализации знаний. Приведу пример, как знакомлю со способом сложения десятков на основе таблицы сложения (фрагмент урока математики 2 класс).

Учитель. Мы попали на «Задумчивую развилку», где ослик Иа не может выбрать нужный путь (на доске карточки с математическими выражениями: 4+2, 5+4, 20+70, 40+20, 50+40, 15+20, 85+74, 14+9, 36+6).

- Давайте поможем ослику. Сначала уберём «лишнее» выражение.

Дети. Лишнее выражение 36-6, потому что разность, а остальные – суммы.

Учитель. Теперь, оставшиеся выражения, разделите на две группы, объясняя признаки этого деления. Дети предлагают разные варианты, в итоге выбирается такой путь: 4+2, 5+4, 20+70, 40+20, 50+40 (т.е. суммы, состоящие только из единиц или только из десятков).

Учитель. Маршрут выбран, теперь надо найти значения выражений.

Дети. Мы не можем складывать двузначные числа. В таблице нет таких чисел.

- А я уже умею! Меня брат научил!

Учитель. Отлично, значит, будешь сегодня главным помощником. Кто же догадался, чему мы будем учиться на «Поляне открытий»?

Таким образом, ученики попадают в ситуацию, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для выполнения задания, они осознанно приходят к выводу о необходимости знаний.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio