Методическая разработка. Конспект урока-путешествия по математике (3 класс)

 Письменное сложение в пределах 1000

Соколова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №296 Санкт-Петербурга

 

 

Программа «Начальная школа XXI века»

 

Цель урока: Научить складывать числа в пределах 1000 (письменные приёмы).

 

Задачи урока:

 

- Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 1000, умение решать задачи изученных видов.

 

- Переносить умения складывать двузначные числа на область трёхзначных чисел.

 

- Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать; аргументировать свое мнение.

 

- Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

 

- Воспитывать интерес к математике.

 

 

 

Учебник «Математика 3 класс», автор В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева,

 

М.: «Вентана-Граф», 2010. (в двух частях)

 

Тетрадь «Математика 3 класс», автор В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева,

 

М.: «Вентана-Граф», 2010. (в двух частях)

 

 

 

Оборудование: (для учителя)

 

Компьютер;

 

Интерактивная доска;

 

Компьютерная презентация;

 

Карта полушарий;

 

Карточка для устного счёта;

 

Диск ИУМК «Открываю законы родного языка, математики и природы»;

 

Бутылка с заданием;

 

Таблица «Алгоритм письменного сложения»

 

(для детей)

 

Карточка для устного счёта;

 

Учебник;

 

Тетрадь.

 

 

 

План урока:

 

1. Организационный момент -1 мин.

 

2. Проверка домашнего задания – 2 мин.

 

3. Устный счёт – 7 мин.

 

4. Подготовительная работа – 6мин.

 

5. Физкультминутка – 2 мин.

 

6. Ознакомление – 10 мин.

 

7. Первичное закрепление – 8мин.

 

8. Повторение пройденного – 5 мин.

 

9. Итог урока – 1 мин.

 

10.Комментирование домашнего задания – 2мин.

 

11.Организованный конец урока – 1 мин.

 

 

 

Ход урока:

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

1. Организационный: подготовка учащихся к работе (эмоциональный настрой)

Фрегат готов к отплытию!

Ведёт нас капитан.

К неведанным открытиям,

В открытый океан.

Слайд №1 (корабль)

 

Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие.

Как назовём корабль?

 

Слушают

 

2. Проверка выполнения дом. задания: по теме сложение в пределах 1000 (устные приёмы)

Проверив одно из домашних заданий, мы узнаем название корабля. Назовите ответы №170 (сложение и вычитание).

Слайд №2.

Каждому ответу соответствует буква, расположите ответы в порядке возрастания и получите слово.

156 –О; 278 –Е; 212 – Б; 400 –Д;

6 –П; 969 –А.

(на слайде появляется слово)

Как корабль назовёшь, так и поплывёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(называют ответы)

Победа

 

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: (актуализация знаний)

1. Устный счёт.

Расшифруйте фамилию мореплавателя, чьи корабли пересекали Тихий океан и открыли Аляску.

Работа на карточках. Каждому ответу соответствует буква.

Результаты записать в таблицу.

( см. приложение – карточка для устного счёта)

Слайд №3

Это Витус Беринг. В 728 году 18 века исследовательскую экспедицию возглавил Беринг, датчанин по происхождению, 20 лет отслуживший в российском флоте. Экспедиция отправилась в плавание по Тихому океану. Беринг открыл пролив между Азией и Америкой, который был назван в его честь Беринговым. (Показать на физической карте полушарий)

Итог устного счёта: Кто допустил ошибку и не получил слово? Какая ошибка. Разбор.

2. Работа с многозначным числом.

Ребята, в каком году 18 века экспедиция отправилась в поход?

Запишите это число.

Сколько математических знаков потребовалось, чтобы записать число?

Как называется это число?

Назовите соседей числа.

Что обозначает каждая цифра в числе?

Запишите сумму разрядных слагаемых.

Используя цифры этого числа, запишите:

1 вариант – самое маленькое число;

2 вариант – самое большое.

3. Заполни пропуски.

Путешествия мореплавателей были трудными, опасными. Волны накрывали корабль. Часть записи исчезла, восстановите.

Слайд №4

__ед. = 1 дес. __дес. = 1 сот.

8ед.+6ед. = ___ед. = __дес.__ед.

4дес.+9дес.=__дес.=

__сот.__дес.

Проверка.

4. Физкультминутка

 

 

 

 

Выполняют задание на карточке. Заполняют таблицу.

Витус Беринг.

 

 

Слушают информацию.

 

 

 

728 году

 

Три.

Трёхзначное.

727, 729.

7 сотен, 2 десятка, 8 единиц.

На доске: 728 = 700 + 20 + 8

278

872

 

 

Выполняют работу самостоятельно.

 

4. Усвоение новых знаний: перенос умений складывать двузначные числа на область трёхзначных.

1. Работа с учебником.

Вместе с нами в путешествие отправились и наши друзья: Волк, Заяц, Лиса.

Откройте учебник с.46 №190.

Объясни, как каждый выполнил задание. Кто решал самый трудный пример, а кто – самый лёгкий? Поясни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрим анимацию «Письменное сложение трёхзначных чисел». (ИУМК «Открываю законы родного языка, математики и природы»).

 

 

 

 

 

Рассматривают решения примеров, отвечают на вопросы, опираясь на умения складывать двузначные числа. Делают вывод: при сложении чисел единицы складывают с единицами, десятки – с десятками, сотни – с сотнями.

 

Смотрят анимацию.

 

5. Первичная проверка понимания нового материала и закрепление знаний: установление осознанности освоения нового.

На корабле есть штурман, который делает различные расчеты.

1. Вот и мы займёмся вычислением.

Учебник № 191 (1 столбик)

 

 

 

 

 

2. Работа в парах.

Моряки народ дружный: никогда не оставят в беде друга. Вот и вы помогите друг другу в вычислениях.

У доски работают 2-3 ученика и решают с объяснением.

Алгоритм:

1. Пишу…

2.Складываю единицы…

3. Складываю десятки…

4. Складываю сотни…

5. Читаю ответ…

 

 

 

Работают в парах.

Сложение с объяснением.

 

6. Систематизация и обобщение знаний: усвоение нового и закрепление изученного.

Задачи перед моряками стоят разные. А перед нами сейчас- математическая.

Учебник №197.

Прочитайте задачу про себя.

Вслух.

О ком говорится в задаче?

 

 

Сколько дней они были в пути?

Что говорится о расстоянии, пройденном за 1 день?

А во второй день?

 

 

Что надо узнать?

 

Кто знает как решать задачу, решают самостоятельно + №219 (табличные случаи умн.и дел.)

Кто не знает решения, работает вместе.

 

 

 

 

 

Что значит на 18км больше?

 

 

Каким действием узнаём?

Устно сможем сосчитать?

 

В 1день – 126км, во 2 день – 144км, а вместе? Каким действием? Решаем.

 

 

 

 

Читают задачу.

О путешествующих зоологах.

 

Два.

За 1 день – 126км.

Неизвестно, но сказано, что на 18 км больше.

 

Путь, совершённый за 2 дня.

 

 

 

 

У доски ученик составляет краткую запись и решение.

 

 

1день - 126км ?км

2 день - ? км, на 18 км >

 

Столько же сколько в первый день, да ещё 18км.

 

Сложением.

Да.

1) 126 + 18 =144(км) – во второй день.

2) 126

144

270 (км)

Ответ: 270 км проехали зоологи за два дня.

 

7. Подведение итогов

Вот и заканчивается наше путешествие. Чему сегодня учились?

Как складываете?

 

 

Оценки.

 

Письменное сложение многозначных чисел.

Единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.

 

8. Информация о домашнем задании:

(рекомендации) и завершение урока

Посмотрите, к нам приплыла какая - то бутылка. Там сообщение. А вы знаете, что моряки пользовались бутылочной почтой? Почему?

 

Спасибо за отличную работу во время путешествия. А чтобы ваши знания закрепить выполните задание:

Учебник № 191(3 столбик), №195, повторить нахождение площади.

 

 

 

 

Не было радиостанций.

 

 

 

 

 

 

Запись в дневник.

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

Устный счёт

 

 

 

С на сколько 56>8

 

Б 66+24

 

Р первое слагаемое – 28, второе – 36, чему равна сумма

 

В 54:9

 

Н увеличь в 4 раза число 8

 

Е 370 + 9

 

Т 504 – 500

 

У какое число надо разделить на 3, чтобы получить 9

 

И 802 + 70

 

Г увеличь 46 на 800

 

 

 

 

 

6

872

4

27

48

 

90

379

64

872

32

846

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio