Приёмы организации устного счёта

(из опыта)

Автор Бойко Ирина Викторовна,
учитель начальных классо
ГБОУ №642 «Земля и Вселенная»,
Санкт-Петербург

 

Необходимое условие формирования вычислительных навыков – умение учителя организовать внимание детей. Особенно важно организовать внимание учащихся в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. Для организации внимания детей я использую различные игры.

Например, в 1 классе провожу игру “Заметь всё”.

На наборном полотне выставляю в один ряд картинки с изображением различных предметов (слон, яблоко, машина и т.д.). Детям предлагаю рассмотреть картинки (10 с.). Закрываю картинки. Затем предлагаю детям перечислить предметные картинки в том порядке, в каком они были выставлены на наборном полотне.

Игра имеет несколько вариантов. Можно использовать, например, геометрические фигуры.

Задаю вопросы, какие фигуры изображены, сколько их, какого они цвета, в какой последовательности расположены.

Затем учащиеся закрывают глаза, а я меняю местами фигуры, или убираю какую-нибудь из них и спрашиваю: -” Что изменилось? ”

При решении задач часто включаю в условие лишнее данное или, наоборот, пропускаю какое-либо важное слово в задаче. Детям предлагаю восстановить недостающие данные, а затем доказать, что теперь это условие является задачей.

Начиная с первого класса на каждом уроке стараюсь уделять внимание различным видам устного счёта. Например, показываю карточки (сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров с переходом через десяток, табличное умножение). Виды таких карточек ниже.

 

 

2+3 4+3 5+4

8-5 9-7 8-4

 

 

9+2 11-3 11-9 8+5

8+5 13-8 13-5 9+7

 

 

 

4х5 7х8 6х9 16:8 12:2 48:8

 

Решить примеры с окошечком.

 

30 - □ =10 50 + 20 = □ □ – 30 = 60

80 + □ = 87 70 + □ = 90 □ – 10 = 80

 

 

 

Так же в начале урока я часто использую математические диктанты. Например:

1. В вазе лежали сливы. Когда из вазы взяли 4 сливы, их осталось 15. Сколько слив было в вазе?

2. Найдите разность чисел 16 и 3.

3. Какое число надо увеличить на 5, чтобы получить 18?

4. Первое слагаемое 12, второе 19. Найдите сумму.

5. Какое число надо уменьшить на 6, чтобы получить 12?

 

 

Вписать в клеточки числа и получить верные равенства:

□ + □ + □ = 15 □ - □ + □ = 15

□ + □ - □ = 15 □ - □ - □ = 15

 

После групповой проверки примеров ребята могут оценить свои знания по шкале самооценки. Шкалу самооценки я использую на уроке с первого класса. На полях тетради ребёнок чертит шкалу с делениями от 1 до 5 и на ней отмечает точку (отметку). Таким образом, ребёнок и учитель могут проследить на сколько изменяются вычислительные навыки ребёнка.

 

Таким образом, постепенно на уроке от устного счёта перехожу к основному материалу.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio