Открытый урок по математике УМК «Школа России»

Тема:

Круг. Окружность

Цели:

- познакомить с понятиями круг, окружность, диаметр, радиус

- различать геометрические фигуры

- научить пользоваться циркулем

- развивать творческие способности, логическое мышление, практические навыки

Учебные материалы:

- циркуль, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага

- образцы аппликаций

- листы белой бумаги

Урок сопровождается презентацией

 

                                                       Ход урока:

1.       Организационный вопрос

2.       Целеполагание и мотивация

У : - Сегодня на уроке мы познакомимся с различными чертежными инструментами, геометрическими фигурами , геометрическими понятиями и  выполним различные интересные  работы

       3.    Формулировка темы урока

                У: - попробуйте сформулировать тему урока, отгадав загадки

               Нет углов у меня                                                          У круга есть одна подруга

               И похож на блюдце я,                                                 Знакома всем ее наружность!

               На тарелку и на крышку                                           Она идет по краю круга

               Кто же я такой друзья?                                          И называется     ………….

                        ( слайд 1 )                                                                           ( слайд 2 )

               Д:  ( ответы учащихся и формулировка темы урока)

                              ( слайд 3 )

4.       Практическая работа по теме урока:

       Знакомство с чертежными инструментами

У: Циркуль – чертежный инструмент. У циркуля есть иголка и грифель. Работать с циркулем нужно аккуратно. Давайте вспомним основные правила работы

Слайд 4

Правила работы с циркулем

1.       Нельзя подносить циркуль иглой к лицу

2.       Передавать циркуль «иглой вперед»

Учащимся предлагается начертить круг на бумаге с помощью циркуля:

- возьмите белый лист бумаги

- поставьте в середине листа, произвольно, точку

- разведите ножки циркуля, одну ножку циркуля с иглой поставьте в точку, грифелем начертите самый большой круг  (работа индивидуальная и в парах, у кого не получилось)

Проверка выполненной работы (слайд 5 )

- какую геометрическую фигуру мы начертили

Д: ( ответы детей)

У: - вспомните, что такое окружность?

Д: - (ответы учащихся)

               У: - вырежьте круг, для этого понадобятся ножницы

Правила работы с ножницами:

- не подносить к лицу

- передавать соседу тупым концом

( слайд 6 )

Д: - учащиеся выполняют задание

У: - какая геометрическая фигура получилась?

Д: - ( ответы учащихся )

 ( слайд 7 )

5.       Создание  проблемной ситуации:

У: - среди данных геометрических фигур найдите фигуры, с которыми мы познакомились

     - сравните выбранные фигуры:  найдите сходство и различия

     - назовите предметы из жизни, где можно встретить круг и окружность

( слайд 8 )

Д: (ответы учащихся )

    Окружность                                         Круг

      Обруч                                                  Циферблат

      Шар                                                      Колесо

                                        

                                               Физкультминутка

 

6.       Знакомство с новыми геометрическими понятиями

Диаметр

Практическая работа:

У: - сложите круг так, чтобы центр круга оказался на линии сгиба

     - рассмотрите данную линию и дайте характеристику:

     - какая эта линия?

     - через какую точку проходит?

      - что можно сказать об этой линии ?

      - имеет ли эта линия начало и конец ?

  У: - понятие диаметра и формулировка правила

     ( слайд  9 )

          6.1. Исследовательская деятельность

              - путем практической работы выяснить, сколько диаметров можно провести в данной окружности

У:- сделают вывод

           Радиус

           Практическая работа:

           У: - сложите наш полукруг пополам, разверните, найдите центр круга и проведите пальцем от центра до края круга по сгибу, отрезок, который мы получили, называется радиус

          ( слайд 10 )

          У: - диаметр и радиус можно измерить с помощью линейки и циркуля ( измерение диаметра и радиуса)

7.       Подведение итогов урока

У: - с какими геометрическими фигурами и геометрическими понятиями познакомились?

     - что нового узнали?

     -  где данные знания могут пригодиться?

8.    Самостоятельная работа

Учащиеся составляют аппликацию из окружностей

- 1 вариант:  страусенок, радиус окружности 3 см

- 2 вариант: цыпленок, радиус окружности 4 см

                                 Рефлексия

Наклейте цирковому слонику еще один мячик:

- красный, если понравилось

- синий, если не очень понравилось

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio