Использование тестов на уроках в начальной школе.
Тесты по математике для 2 класса

Мякотина Елена Германовна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга

     Важное звено учебного процесса – это контроль знаний, умений и навыков. От его правильной организации зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что дает возможность преподавателю управлять учебным процессом. Совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей быстро и эффективно проверить  результаты обучения,  в начальной школе являются тестовые задания.

 

     Что же такое тест?

     Тест – это задание с вариантами ответов, среди которых , как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма; требуется либо вычеркнуть лишнее, либо отметить правильный ответ соответствующим значком. Тестируемый  должен те только найти правильный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой.

 

      Каковы основные функции теста в образовательном процессе?

     Образовательная функция: закрепление и систематизация знаний, практических умений и навыков .Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в различных ситуациях (стандартных и нестандартных) , выбирать рациональные способы решения учебной задачи, овладевать методами получения информации .В ходе выполнения тестовых заданий  устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринимать его целостную структуру.

     Воспитательная функция: формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и достигать определенных целей, навыков самоконтроля и самооценки.

     Развивающие функции: развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей , логики,  эмоциональной сферы и таких качеств личности , как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

     Контролирующая функция: возможность учителю получать информацию о достижениях своих учеников, определять их динамику, степень усвоения ими программного материала.

     Учителю  тесты  помогают проанализировать свою педагогическую деятельность: оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки.

 

     Какие виды тестов используются в начальной школе?

·        Тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках  определений и правил (в форме списывания слова, словосочетания, фразы , предложения.

 

Пример:

Впиши правильный ответ:

1.     Имя существительное – это __________________________________.

2.     Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для _________________.

 

·        Тесты-дополнения,  в которых предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.

 

Пример:

1.Вставь нужное слово:

Предлоги со словами пишутся ________________, а  приставки _______________.

 

             2.Дополни предложение словом из словаря:

             Бабушка набросила на плечи теплый ______________.

 

·        Тесты альтернативные, где необходимо установить истинность или ложность предлагаемых утверждений (да – нет, правильно – неправильно)

 

Пример:

Обведи правильный ответ:

1.Суффикс служит для образования новых родственных слов.

 

Да                Нет

 

·        Тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов.

 

Пример:

1.Обведи № верного утверждения:

А)Глагол – это часть слова.

Б).Глагол – это часть речи.

В)Глагол – это часть предложения.

 

2.Выбери правильный ответ и обведи кружком.

Окончание служит для:

А)образования новых родственных слов.

Б)связи слов в предложении

В)узнавания родственных слов

 

·        Тесты, в которых требуется установить соответствие (смысловое соединение элементов двух списков, где какому либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти  ответ в другой колонке).

 

Пример:

Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:

бегун                                         что делал?

улыбался                                   какой?

цветок                                        кто?

милый                                        что сделал?

заснул                                        что?

высокая                                      какая?

 

·        Тесты, ведущие к созданию различных схем, графиков и т.д.

 

     Каким должен быть тест?

1.     В тесте должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время его проведения.

2.     Процесс тестирования должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов и т.д.)

3.     Задания должны читаться легко; они не  должны повторять формулировок, данных в учебнике, слово в слово, или содержать двусмысленность.

4.     Тестовые задания, предполагающие выбор ответов, должны содержать не более 3 – 5  вариантов ответов, подобранных так, чтобы в них были учтены наиболее характерные для данного случая ошибки.

5.     Постановка вопроса и предполагаемые варианты ответов должны максимально исключить возможность угадывания.

6.     Количество заданий 10 – 12.

 

    Проблемы.

     Ряд школьных предметов непригоден для тестового контроля. Это предметы общественно-гуманитарного и эстетического циклов. Их специфика в том, что на этих уроках детей учат чувствовать, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы.

 

 

Как оценивать тест?

     Для обработки тестов можно пользоваться пятибалльной системой оценки (табл.1)

 

Количество правильных ответов при выполнении заданий 1 - 12

Отметка

12

5  «отлично»

10-11

4  «хорошо»

7-9

3  «удовлетворительно»

6 и менее

2 «неудовлетворительно»

 

 

     Тест действительно является очень удобной формой проверки, но НЕ ЕДИНСТВЕННОЙ. Ученик должен уметь дать устный  развернутый ответ, доказать и отстоять свою точку зрения. От учителя зависит, как будут подготовлены дети к различным формам контроля знаний, умений и навыков.

 

 

 

 

 

Литература:

 

·        Л.Л.Николау «Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов», Начальная школа. - №10 , 2008 с.46-49

·        Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Тесты по русскому языку и чтению в период обучения грамоте» М., Баласс, 2005

·        Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, и др. «Тесты: Начальная школа» Учебно-методическое пособие М., Дрофа, 2002

·        О.Л.Базарова и др. «Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения», Начальная школа, №3, 2001

·        Н.Ф.Виноградова и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу», М.:Дрофа, 2000

·        А.Н.майоров «Теория и практика создания тестов для системы образования», Ь., «Народное образование»,2000

 

****

 

 В приложении представлены тестовые задания по математике  для промежуточной аттестации во 2 классе. Данные тесты помогут учителю провести итоговый контроль знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися во время обучения во 2 классе. Тестовые задания составлены в соответствии с ФГОС начального общего образования.

 

Приложение 1

 

Работа №1

 

1.     Между какими числами стоит число 68?

        65 и 67

        67 и 69

        69 и 70

2.     Как правильно заменить сложением произведение чисел 5 и 3?

        5+5+5

        3+3+3+3+3

        5+3

3.     Сравни числа 65 и 56 и укажи, какой знак нужно поставить между ними

        >

        <

        =

4.     Сколько получится, если число 8 увеличить в 2 раза?

        10

        16

        6

5.     На сколько число 37 меньше, чем число 45?

        на 8

        на 70

        на 82

6.     Какое выражение соответствует записи?

К разности чисел 11 и 6 прибавить 8.

        11+6-8

        (11-6) -8

        (11-6) +8

7.     Какое число в записи 14-9=5 является уменьшаемым?

        14

        9

        5

8.     К кормушке прилетело 4 воробья и столько же синичек. Сколько всего птиц прилетело к кормушке?

        7

        8

        9

9.     В каком выражении первым действием надо выполнить вычитание?

        60+34-16

        60+(34-16)

        60-(34+16)

10.                        В каком неравенстве знак сравнения поставлен неверно?

        27+8>37

        34-5<31

        40>15+15

 

Работа №2

 

1.     Укажи, в каком числе содержится 3 десятка.

        13

        23

        31

2.     Сравни выражения 60-33 и 67-30 и укажи, какой знак нужно поставить между ними.

        >

        <

        =

3.     Н клумбе распустилось 20 тюльпанов. Из них 13 красных, а остальные жёлтые. Сколько жёлтых тюльпанов распустилось на клумбе?

        33

        17

        7

4.     Укажи, где записано частное чисел.

        8:4

        8-4

        8х4

5.     Найди значение выражения:  (45-40)х2

        8

        12

        10

6.     Каким действие можно узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

        сложением

        вычитанием

        делением

7.     Выбери верное продолжение правила: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится …..

        другой множитель

        уменьшаемое

        другое слагаемое

8.     Какая задача решается умножением?

        В одном аквариуме плавает 7 рыбок, а в другом – 10 рыбок. Сколько рыбок плавает в двух аквариумах?

        В двух аквариумах плавает по 5 рыбок. Сколько всего рыбок плавает в аквариумах?

        В первом аквариуме плавает 7 рыбок, а во втором – 10 рыбок. На сколько больше рыбок плавает во втором аквариуме, чем в первом?

9.     Значение какого выражения найдено неверно?

        23+18=31

        32-6=26

        40+17=57

10.                        Укажи верный ответ.

15 см – это …..

        1 м  5 см

        1 дм  5 см

        15 мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тестовые задания по математике во 2 классе.

1 вариант.

1. Оля прочитала днём 12 страниц в книге, и столько же страниц она прочитала вечером. Сколько всего страниц днём и вечером прочитала Оля?

1) 24 стр. 2) 20 стр. 3) 12 стр.

 

2. У Толи было 22 машинок. 3 машинки он подарил другу на день рождения. Сколько машинок осталось у Толи?

1) 25 машинок 2) 19 машинок 3) 18 машинок

 

3. На столе стояло 14 больших тарелки, а маленьких на 2 тарелки больше, чем больших. Сколько всего тарелок было на столе?

1) 12 тарелка 2) 16 тарелок 3) 30 тарелок

 

4. На спортивной площадке было 18 мальчиков и 15 девочек. На сколько меньше девочек, чем мальчиков, было на спортивной площадке?

1) на 3 2) на 33 3) на 32

 

6. В зале было 10 рядов, по 9 стульев в каждом ряду. Сколько стульев в зале?

1) 6 стула 2) 10 стульев 3) 12 стульев

 

7. На пруду плавало 20 уток. Когда несколько уток вышли на берег, то осталось плавать 12. Сколько уток вышло на берег? 1) 8 уток 2) 9 уток 3) 32 утки

 

8. Девочки посадили около дома 27 тюльпанов на три клумбы поровну. Сколько тюльпанов на одной клумбе?

1) 8 тюльпанов 2) 30 тюльпанов 3) 9 тюльпанов

 

9. Кате 11 лет, а её брату — 6. На сколько лет Катя старше брата?

1) на 17 лет 2) на 4 года 3) на 5 лет

 

10. Ваня сорвал с одного дерева столько же оре­хов, сколько и с другого. Когда он сосчитал орехи, то их у него оказалось 18. Сколько орехов мальчик сорвал с первого дерева?

1) 10 орехов 2) 9 орехов 3) 8 орехов

 

11. В каком числе десятков меньше, чем единиц?

1) 32 2) 40 3) 56

 

12. Чему равны 7 дм?

1) 70 м 2) 70 см 3) 70 мм

 

13. Какая из величин меньше 15 см?

1) 2 дм 2) 1 м 3) 1 дм

 

14. Какое из чисел является решением уравнения Х- 17= 18 ?

1) 1 2) 35 3) 25

 

15. Найди периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 7 см

1) 3см 2) 11 см 3) 22 см

 

16. Укажи верное равенство.

1) 9+8=16 2) 8+8=17 3) 7+6=13

 

17. Сумму 19 и 8 увеличить на 10

1) 21 2) 37 3) 17

 

18. Из какого числа вычесть произведение 5 и 2 и получится 10?

1) 20 2) 0 3) 17

 

19. Наименьшее трёхзначное число уменьшить на 1

1) 9 2) 99 3) 100

 

2        вариант

 

1.Винни-Пух разложил 12л меда в три бочонка. Сколько литров меда входит в каждый бочонок?

1)12+3 =15 (л) 2) 12 : 3 = 4(л) 3) 12 – 3 = 9 ( л)

 

2. В одной коробке было 6 карандашей, сколько карандашей в трёх таких же коробках?

1)18) 2 3) 9

 

3. На лужайке росли одуванчики. Дунул ветер, 7 облетели, а 9 одуванчиков осталось. Сколько одуванчиков росло на лужайке сначала?

1)22) 15 3) 16

 

4. У Жени было 35 рублей. Он купил мороженое за 20 рублей. Сколько денег у него осталось?

1)55) 15 3) 5

 

5. Гусь весит 8 кг, а поросёнок – 25 кг. На сколько кг гусь легче, чем поросёнок?

1)на 17 кг 2) на 33 кг 3) на 32 кг

 

6.На карусели каталось 16 девочек, их было на 6 меньше, чем мальчиков. Сколько мальчиков каталось на карусели?

1)22) 10 3) 9

 

 

7. Мама испекла 40 пирожков с черникой, а с клубникой – на 10 меньше, чем с черникой. Сколько всего пирожков испекла мама?

1)30 2) 90 3) 70

 

8. Из коробки взяли 12 мячей, и там осталось столько же. Сколько мячей было всего в коробке сначала?

1) 0 2) 24 3) 12

 

9. В конструкторе было 100 деталей. Для постройки взяли несколько деталей, и там осталось ещё 55. Сколько деталей взяли?

1) 45 2) 35 3) 25

 

10. Бабушка сорвала с первой грядки столько же огурцов, сколько и со второй. Сколько огурцов бабушка сорвала с первой грядки, если всего у неё было 20 огурцов?

1) 2 огурцов 2) 5 огурцов 3) 10 огурцов

 

11. На сколько произведение 6 и 2 больше суммы 6 и 2?

1) на 12 2) на 20 3) на 4

 

12.Укажи верное равенство.

1) 12-6=7 2) 18-9=9 3) 14-5=10

 

13. Найди периметр квадрата со стороной 3 см

1) 3+4 2) 3*4 3) (3+3)*4

 

14. Чему равны 6 дм?

1) 60 м 2) 60 см 3) 60 мм

 

15. Какая из величин больше 15 см?

1) 12 см 2) 19мм 3) 1 м

 

16. Какое из чисел является решением уравнения 17 – Х = 8 ?

1) 25 2) 11 3) 9

 

17. Из суммы 12 и 20 вычесть 5

1) 37 2) 27 3) 13

 

18. Произведение 4 и 3 увеличь на 10

1) 12 2) 2 3) 22

 

19. Разность чисел 32 и 8 уменьши на 24

1) 24 2) 64 3) 0

 

Joomla SEF URLs by Artio