Внеклассное чтение в начальной школе

 

Мошникова Наталия Руслановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №139 Санкт-Петербурга

       Внеклассное чтение в начальной школе не является отдельным предметом, а представляет собой один из разделов предмета «Литературное чтение». Дополнительного часа на него не выделяется, отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и проводятся уроки. 

       Я стараюсь проводить эти уроки так, чтобы детям было интересно. Мне очень хочется, чтобы после этих уроков ребятам захотелось снова взять в руки книгу и почитать.

       Уроки внеклассного чтения я провожу примерно 1 раз в 2 недели. Начинается подготовка к следующему уроку уже на предыдущем уроке. В конце урока внеклассного чтения стараюсь заинтересовать детей в прочтении книг по следующей теме. Это можно сделать разными способами. Например, начав читать книгу и остановившись на самом интересном, задав какой-то вопрос, ответ на который можно найти только в этой книге, прочитав детям письмо от имени героя книги, рассказав увлекательную историю о писателе – авторе книги и т.д.

       Далее дети в течении одной – двух недель читают книгу или несколько книг по теме, готовят вопросы, задания друг для друга, выполняют рисунки к любимому моменту из книги, готовят сценки, пишут минисочинения («А что было бы, если….», «Что произойдёт дальше.», «Мой вопрос герою» и т.д.). Я составляю презентацию, в которой рассказывается об авторе, истории создания книги, содержатся интересные вопросы для ребят.

       Этот урок мы проводим последним, так как обычно не укладываемся в отведённое время и продолжаем после уроков. Класс делится на группы. Эти группы постоянные. В каждой есть капитан, у группы есть название, девиз. Ребята рассаживаются по группам, составив парты вместе. Чаще всего начинаем урок с небольшой презентации. А после неё начинается соревнование между группами – соперницами. Ребята задают вопросы, рассказывают интересные моменты из прочитанной книги, объясняя, чем именно привлекла их эта история, зачитывают свои сочинения, решают кроссворды, ребусы, предложенные  мной  или другими учениками. Отвечая на вопросы команд, дети пользуются принесёнными книгами. Если ребёнок читал книгу, то он быстро находит ответ в ней. Обязательно в качестве физминутки используем игровой момент. Например, с завязанными глазами нарисовать героя, превратить одного из членов команды в сказочного героя, выполнить одно из заданий, которое в сказке выполняет один из её героев и т.д. В конце урока каждой команде выдаётся лист формата А4, и ребята коллективно рисуют иллюстрацию к прочитанной книге. Эта работа обычно вызывает большой интерес. Ребята, работая в команде, учатся договариваться, уступать друг другу, что очень важно. После того, как рисунки готовы, команды защищают свою иллюстрацию, рассказывают, какой момент они выбрали и почему. Иногда наоборот, команда показывает свой рисунок, другие ребята называют момент, изображённый там. Третий вариант, когда команда как бы оживляет свою картинку, показывая заранее подготовленную сценку.

       Обычно эти уроки проходят в неформальной обстановке. Дети активно принимают участие в занятии.

       В работе с произведениями для внеклассного чтения особое внимание следует уделять творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя. Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений.

    По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождение в мир художественной литературы.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio