В. ОДОЕВСКИЙ «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ МОРОЗА»

Урок литературного чтения. 2 класс

Цели:

образовательные: познакомить с произведением; продолжить формирование  навыков чтения, умения анализировать художественное произведение, выражать свое мнение и обосновывать свою точку зрения, учить пересказывать;

развивающие: расширение словарного запаса детей, развитие интеллектуальных операций мышления (анализ, синтез, сравнение);

воспитательные: развитие нравственных качеств личности (доброта, отзывчивость, трудолюбие).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы, методы и приемы  работы: фронтальная работа, эвристическая беседа, анализ художественного произведения, пересказ в группах постоянного состава, лексическая работа, составление плана сказки, прием самоконтроля «почему так», прием «найди лучшее», рефлексия содержания урока.

Ход урока:

Iэтап.

1.     Загадки:

  • Гуляю в поле, летаю на воле,

             Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

             Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю (Метель).

  • Без досок, без топоров

             Через речку мост готов.

             Мост – как синее стекло:

             Скользко, весело, светло (Лед).

  • Замечательный художник

             У окошка побывал.

             Отгадайте-ка, ребята,

             Кто стекло разрисовал? (Мороз).

2.     Что объединяет эти загадки?

3.     Работа с доской.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, использован прием самоконтроля «почему так»: М…тел.., лё…, м…ро…, сне…, з…ма.

IIэтап.

         1.        Сегодня на уроке мы познакомимся с первой зимней сказкой, которую написал Владимир Федорович Одоевский - «В гостях у дедушки Мороза».

         2.        Чтение сказки «по цепочке».

-      Понравилась вам сказка? Чем?

-      Что в этой сказке удивительного и необычного?

         3.        Работа с текстом:

-      Как автор называет дедушку Мороза? Почему? Найдите в тексте его описание.

-     Какой он?Лексическая работа: ученики подбирают прилагательные, учитель записывает  их на доске (степенный, могучий, ласковый, вежливый, заботливый).Прием самоконтроля «почему так».

-        Найдите описание дома Мороза Ивановича. Как вы думаете, почему дом именно такой

-       Какое поручение дал Мороз Иванович Маше? Как она его выполнила? Докажите, прочитав отрывок сказки.

-        Какая Маша? Лексическая работа: ученики подбирают прилагательные, учитель записывает  их на доске (добрая, трудолюбивая, вежливая, старательная, воспитанная, заботливая, умелая).

-        Объясните смысл пословицы, использованной в сказке: «Снега много – хлеба много». (Прием самоконтроля «почему так»).

-       Что называется пословицей?

4.     Работа с доской. Соедините части предложений, объясните смысл получившихся пословиц.

Мороз не велик,

а зиму начинает.

Снегу надует

да стоять не велит.

В зимний холод

хлебу прибудет.

Декабрь год кончает,

всякий молод.

5.     Как вы думаете, эта сказка написана в наши дни или давно? Какие слова вам подсказали ответ? Найдите устаревшие слова и объясните их смысл.

Форма работы: в группах постоянного состава.

6.     Прочитайте текст про себя, составьте его план.

После коллективного обсуждения открывается план, записанный на доске.

                       План сказки

     1.     Встреча с Морозом Ивановичем.

     2.     Маша взбивает перину.

     3.     Диковина под периной.

7.     Перескажите сказку друг другу.

Форма работы: в парах постоянного состава.

8.     Пересказ у доски.

IIIэтап. Подведение итогов урока.

1.     С какой сказкой мы сегодня познакомились?

2.     О чем говорится в этой сказке?

3.     Чему мы учились на сегодняшнем уроке?

Joomla SEF URLs by Artio