Конспект урока во 2 классе. УМК: «Школа России»

 В.А. Осеева «Волшебное слово»

Пименова Виктория Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №638
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

Используемые учебники и учебные пособия :

- учебник «Литературное чтение» - часть 2, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, издательство «Просвещение» 2012г.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для ознакомления детей с произведением В.А. Осеевой «Волшебное слово»

Задачи:1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;

2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;

3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

 

Планируемый результат обучения и формирования УУД:

Метапредметные:

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

 

Предметные:

соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

 

регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

 

познавательны: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

 

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

         

Оборудование урока: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» часть 2, карточки.

Использованы элементы образовательных технологий: здоровьесберегающей, информационно - коммуникативной, коллективного способа организации детей.

Структура урока.

I. Орг. момент.

II. Речевая разминка.

III. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.

IV. Определение темы и цели урока.

V. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного.

VII. Физкультминутка.

VIII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.

IX. Подведение итогов.

X. Рефлексия.

XI. Информация о домашнем задании.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

-Здравствуйте, дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. В мире существует много форм различных приветствий, например, жители Европы , здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон, в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них, японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.

Приветствуют друг друга, улыбаются.

II. Речевая разминка.

Был вежлив (слайд 2)

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

Спасибо! — говорил.

(С.Я. Маршак)

Задание:

1) Прочитать про себя;

2) Прочитать хором.

3) Прочитать медленно.

4) Прочитать быстро.

5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.

Читают текст по заданию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, рассуждают, кого называют вежливыми людьми, а кого невежей и невеждой. Невежа - грубый, невоспитанный человек.

 

 

 

Невежда - малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.

 

Читают по заданию учителя. ( Тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог. Читают громче целыми словами.

Читают быстрее. Читают быстро).

- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? Почему?

- Как мы его назовем? Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? А каким людям подойдут вежливые слова?

Правильно. А кто знает, кого называют невежей, а кого невеждой?

Предлагает прочитать скороговорку. (слайд 3)

Невежа - не невежда,

Невежда – не невежа.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.

Читаем громче целыми словами.

Читаем быстрее. Читаем быстро.

III. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.

Предлагает прочитать стихотворение «Добрые слова». О. Дриз.

Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения. (Работа в парах)

Выясняет, какие еще добрые слова, знают и часто говорят? Как вы думаете зачем они нужны людям?

Читают стихотворение на карточках. Обсуждают и доказывают в паре, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Приходят к выводу что, утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый вечер».

Называют добрые слова и объясняют, зачем они нужны людям.

IV. Определение темы и цели урока.

О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.

Имя автора рассказа зашифровано. Расшифруем его. (слайд 4)

Валентина Осеева (слайд 5-6)

Предлагает послушать о Валентин Осеевой. Что вам запомнилось?

Высказывают предположения.

 

 

 

 

Расшифровывают имя автора рассказа.

 

 

 

Учащиеся слушают выступление ученицы с докладом о жизни и творчестве писательницы, рассказывают, что запомнилось.

V. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово» (слайд 7)

Откроем страницу 87. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Волшебное слово»

- Словарная работа. Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. (слайд 8)

Первичное чтение учителем и детьми.

- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

Открывают учебник на стр.87.

Выясняют значение некоторых слов встречающихся в тексте. Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

 

Слушают чтение рассказа учителем, называют волшебное слово, о котором идёт речь в рассказе.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного.

Проверка восприятия.

- Назовите главного героя рассказа.

- Понравился вам мальчик? Почему?

- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

Кто помог мальчику?

- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

Называют имя главного героя рассказа. Объясняют своё мнение. Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

VII. Физкультминутка. (слайд 9)

Игра "Пожалуйста".

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Играют в игру по правилам. Выполняют движения.

VIII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Повторное чтение.

Предлагает прочитать рассказ еще раз «жужжащим» чтением и по ходу чтения найти в тексте ответы на вопросы (слайд 10):

-Как нужно произносить волшебное слово?

-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)

Работа над содержанием

Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова? Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка?

Предлагает прочитать волшебные слова и распределить их на группы. (слайды 11-12)

· Крекс, фекс, пекс

· Спасибо

· Лети, лети, лепесток…

· Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной…

· Пожалуйста

· Благодарю вас

· Кара-барас

 

Учащиеся самостоятельно читают рассказ и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Высказывают мнения (добрым, вежливым.)

 

 

 

 

 

Читают слова распределяют их на группы. Поясняют, какое обоснование выбирали для деления слов на группы. Индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

IX. Подведение итогов.

Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом «Волшебное слово».

Предлагает прочитать пословицы и определить, какая из них выражает главную мысль рассказа: ( слайд 13)

«Добрый человек добру и учит».

« Под лежачий камень вода не течёт».

« Волшебное слово всегда помочь готово».

- Наш урок я хотела бы закончить стихотворением «Добрый день».

 

 

Читают пословицы и определяют какая из них выражает главную мысль рассказа.

 

 

 

Чтение стихотворения наизусть учениками.

X. Рефлексия.

Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите зелёный цвет светофора;

- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите жёлтый цвет светофора ;

- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите красный цвет светофора. (слайд 14-15)

Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек светофора.

XI. Информация о домашнем задании.

Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».

 

 

     

Приложения к уроку

Приложение 1.

«Добрые слова».

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

« . . .!» - я кричу.

« . . .!» - кричу я вслед,

Всем идущим на обед.

« . . .!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

О. Дриз.

 

Приложение 2.

«Добрый день»

- Добрый день!- тебе сказали.

- Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

Доброго пути.

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему- нибудь.

Здравствуйте.

- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.

И, наверно не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы-

Кому сказали, сколько раз?

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал- забывать.

Но если я всё же забуду-

Простите, я больше не буду.

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь- они просты и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Joomla SEF URLs by Artio