Методическая разработка урока в 4 классе

Урок по стихотворению
А.А. Фета «Весенний дождь»

Алексеева Анна Алексеевна

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

-Здравствуйте, ребята! Сегодня предстоит многое узнать, поэтому садитесь  и начнём...

 

 

Организуют себя и своё рабочее место

2.Проверка домашнего задания.

 

 

- На прошлом уроке мы начали  изучать новый раздел, давайте вспомним, как он называется и почему?).

- С творчеством какого поэта вы познакомились?

Давайте вспомним, что мы говорили о чтении лирических стихотворений, и вы прочитаете то стихотворение, которое вам понравилось больше (чтение 2- 3 учениками).

 

(«Поэтическая тетрадь». Собраны стихотворения  разных авторов о природе - лирические стихотворения поэтов XIX века.

Ф. И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

 

Чтение стихов по выбору 2-3 учениками

3. Вводно - мотивационный Актуализация субъектного опыта учащихся

Введение учащихся в диалог

Сегодня мы продолжим говорить о стихах, но познакомимся с произведением другого автора. Это один  из самых известных поэтов 19 века - Афанасий Афанасьевич Фет.

Давайте, посмотрим, что вы сможете узнать об авторе

 

Игра «да - нет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Послушайте  эту запись, постарайтесь подробно описать, что вы услышали (запись с шумом дождя, гремит гром).

- А вы попадали под дождь? (рассказы детей) Как это произошло?

- Что вы чувствовали, когда попали под дождь?

(выслушиваются ответы, учитель подчёркивает, что  летний дождь не похож на осенний затяжной, бывает дождь грибной, а бывает ливень с грозой)

- Как вы думаете, почему наши  чувства могут отличаться,  когда мы попадаем под дождь?

Даже само слово имеет множество оттенков.

-Попробуйте подобрать определения для своего дождя

Игра «да - нет»

- Верите ли вы, что Фет начал писать стихи ещё в детстве? (да)

- Верите ли вы, что фамилия «Фет» имеет немецкое происхождение? (да)

- Что он был военным? (да)

- Верите ли вы, что Фетом написано около 100 стихотворений? (нет, около 200)

- Верите ли вы, что Фет окончил Московский университет? (да)

 

 

 

 

Дети описывают звуки («идёт дождь», «наверное, очень сильный», «даже слышен гром», «потом дождь затихает, слышно, как капли стекают.

 

 

Дождь разный, мы можем его ждать и радоваться, можем вымокнуть до нитки, а можно попасть под ливень и простудиться, т.е. дождь разный и наши чувства тоже отличаются.

Маленький дождь - дождик, дождичек дождище, дождина (надоедливый).

(слова записываются на доске).

Тут же подбираются антонимы (бывает тёплый, а бывает…).

 

 

быстрый - затяжной

сильный (как из ведра) - слабый

тёплый - холодный

мелкий - крупный

осенний - весенний (летний)

шаловливый, весёлый  - грустный, печальный, скучный, нудный

Дождь:

моросящий - ливневый

 

 

4. Технологический

- Какие из этих слов можно отнести не только к дождю, а и к человеку?

- О ком мы можем сказать так шаловливый, весёлый?

 

 

Стихотворение называется «Летний дождь», как вы думаете, каким будет дождь у Фета?

Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.А.Фета «Весенний дождь». Читает учитель.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

 

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

1857

- Что вы представили, когда слушали?

- Какое настроение хочет передать автор слушателям, а вы будете стараться передать при чтении? (радости)

- Все ли слова понятны?

Отметьте карандашом, сравните свою работу с соседом.

- Где можно посмотреть значение слова, которое непонятно?

 

«Качаясь, движется завеса» - какой приём использует автор, когда пишет так о дожде? (метафора).

Какие известные вам литературные приёмы использует Фет?

- Какой известный вам литературный приём использует автор во второй строфе (если есть затруднения, можно подсказать номер строки)

И будто в золотой пыли

- Приём сравнения.

- Что указывает на него? (слово будто)

Найдите приём олицетворения.

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

- Пофантазируйте и представьте, что же это что-то подошло к саду?

 

Выразительное чтение детьми стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(автор смотрит из окна на улицу, тучи почти ушли, но не совсем, птицы рады дождю, дождь похож на занавес, капельки блестят на солнце, всё вокруг радуется дождю).

 

 

Работа со словарём (на партах)

Чтение с карандашом

(облак - форма слова «облаков», трепещет - дрожит, завеса - занавес)

Толковый словарь Ожегова

Завеса - завесы, ж. (книжн.). Большая занавеска, отделяющая часть помещения (устар.).

То, что застилает, закрывает от взгляда. Завеса тумана. Упала (или спала с глаз) завеса (книжн.) - разъяснилось заблуждение, стало ясно. Приподнять завесу над чем (книжн.) - раскрыть, прояснить что-н. мало известное, неясное.

 

 

 

Ищет в тексте приёмы худ.выразительности

Создание на уроке ситуаций выбора и успеха Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

А теперь посмотрите, каким разным видят дождь художники и  фотографы и выберите один слайд, который вы бы хотели описать в своём  мини - сочинении или синквейне.

Просмотр презентации

 

Работа в группах

Распределяет «роли» в группе. Работает над заданием. Осуществляет само- и взаимоконтроль. Оказывает помощь.

 

5.Подведение итогов

Рефлексия

Что понравилось в работе товарищей?

Что вам понравилось в вашей работе?

Что сегодня особенно удалось?

Что было трудным?

Как ты думаешь, что было для тебя особенно полезно и важно сегодня на уроке? Без чего можно было обойтись?

Слушает докладчика. Высказывает свои суждения.

Чтение работ

Оценка и самооценка

 

 

Домашнее задание:

  1. обязательное - подготовить выразительное чтение стихотворения
  2. по выбору

- нарисовать иллюстрацию  к стихотворению

- найти стихотворение о дожде

- выучить стихотворение А. Фета

 

Спасибо вам за работу на уроке, мне сегодня было очень интересно и приятно работать с вами, и я хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Снежиной, нашей современницы, оно тоже о дожде и может быть на следующем уроке вам тоже захочется поделиться стихотворением о дожде.

 

Плачет небо серое дождем.
Прохожий под зонтом укутался плащом.
Плачет небо грустное с утра.
Стаи птиц кричат: "Пора".

Тихо стало в доме над рекой,
Он обрел покой подаренный тоской.
Тихо что-то бьется о стекло,
Желтым под ноги легло.

Это осень, это просто осень.
Просто желтых листьев пришла пора.
Заглянули вдруг надолго в гости
Стая туч осенних, дожди, ветра.

Т.Снежина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio