Урок  литературного чтения в 3 классе «Устное народное творчество. Обобщение»
УМК «Школа России»

Гараненкова Ирина Олеговна, учитель начальных классов, ГБОУ Гимназия №284

Цель урока:

Обобщить и закрепить знания о русском устном народном творчестве

Задача:Формирование УУД

Личностные УУД

Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну

Регулятивные УУД

•      оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

•      самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

•      разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

 

Оборудование:

Таблица на доске

Назови жанр

Пословицы

Сказки

Трудные вопросы

Творчество

         
         

н

а

р

о

д

         
         
         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к теме №1 «Назови жанр»

1.     Худо тому, кто добра не делает никому.(Пословица)

2.     Жил был царь, у царя был сад. В саду стоял кол. На колу висело мочало. Начинай сказочку сначала.(Докучная сказка)

3.     Люли, люли, люлюшки, поперек толстунюшки. В ножки- ходунюшки, в ручки- хватунюшки, в роток-говорок, а в головушку разумок.(Потешка)

4.     Уж дождь – дождем,

Поливай ковшом!

Ситом, решетом,

Целым ушатом!  (Закличка)

5.     Баю, баюшки, баю!

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок,

Придет серенький волчок

И укусит за бочок. (Колыбельная песня)

 

Вопросы к теме №2 « Пословицы»

1.     Что объединяет эти пословицы?

Терпенье и труд все перетрут.

Без хорошего труда нет плода.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

2.     Вспомни пословицу о дружбе.

3.     Какой пословицей можно закончить сказку«Репка»?

4.     Закончи пословицу. Труд человека кормит, а...

5.     Какая пословица стала заголовком к сказке, где герои испугались зайца?

 

Вопросы к теме №3 «Сказки»

1.     В каких сказках встречается лиса? Какие качества она олицетворяет?

2.     Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга. Какая сказка объединяет этих героев?

3.     К какой сказке эта репродукция?

 

4.     Назови, какие троекратные повторы встречаются в сказке «Иван-царевич и Серый волк».

5.     Из какой сказки начало?

 Жили-были журавль да цапля, построили себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Вопросы к теме №4 «Трудные вопросы»

1.     Что такое сказка? Назови её отличительные особенности.

2.     Краткое изречение с поучительным смыслом. Что это?  (Пословица)

3.     Чем отличается авторская сказка от русской народной?

4.     Чем отличается закличка от зачина?

5.     Как еще называют народное творчество? (Фольклор)

 

 Вопросы к теме №5 «Творческая»

 

1.     Покажи пантомимой сказку «Сивка-Бурка».

2.     Придумай загадку  о школе.

3.     Проговори скороговорку «На дворе трава…» 3 раза с ускорением.

4.     Придумай считалку, используя рифму «открыть/закрыть – водить».

5.     Покажи пантомимой поговорку «Тише едешь- дальше будешь».

 

Правила игры

•      Дети делятся на 2-4 команды.

•      На доске таблица 5Х6 с вписанным в неё словом. Каждый столбик соответствует типу задания. Столбики подписываются.

•      Каждая команда начинает свой ход с приписывания буквы к слову в таблице, при этом они называют новое полученное слово с новой буквой. Слова в этой игре, как обычно, нарицательные существительные в именительном падеже единственного (или множественного, если нет единственного) числа. Нельзя использовать сокращения по первым буквам (СССР, РТР)

•      Команды по очереди вписывают в любые пустые клетки по букве так, чтобы получилось хоть одно слово с новой буквой. Если команда не находит такого слова, то она пропускает ход

•      Игра заканчивается, когда заполнены все клетки или все команды не могут сделать хода.

•      Слова читаются от клетки к клетке по горизонтали, вертикали с любым количеством поворотов в любом направлении. Но одна и та же клетка не может входить в слово дважды. 

Назови жанр

Пословицы

Сказки

Трудные вопросы

Творчество

к

   

у

 

о

с

а

д

 

н

а

р

о

д

а

 

ь

   
         
         

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Например, команды делали ходы: рана, ар, дар, сад, оса, коса, косарь, удод…

Важно!За придуманное слово команды получают право сделать ход, а балл дает правильный ответ на вопрос.

•      Затем из темы, на которую  попала дописанная буква,  команде задается вопрос.

•      На обдумывание и обсуждение дается максимально 1 мин.

•      Ответ озвучивает только командир команды. За нарушение этого правила команда лишается балла. Ход переходит к другой команде. Если команда не может ответить, то пропускает ход, а возможность заработать дополнительныйбалл переходит другой команде.

•      Какая команда отвечает первой, решает жеребьевка.

 

Ход урока:

1.     Объявляется тема урока: «Устное народное творчество. Обобщение».

2.     Учитель объясняет правила игры.

3.     Дети делятся на команды, выбирают командира.

4.     Проводится жеребьевка.

5.     Начинается игра.

6.     Учитель на доске фиксирует полученные командами баллы, контролирует правильность ответов, соблюдение правил игры.

7.     В конце игры учитель подсчитывает баллы и подводит итоги. 

8.     Проводит рефлексию. 

Joomla SEF URLs by Artio