Универсальные учебные действия на уроках литературного чтения в начальной школе

Теплякова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №346
Невского района Санкт-Петербурга

 

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.

    Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.

    Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

-  смыслообразования через прослеживание «судьбы героя»  и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

     В  составе  основных видов  УУД, соответствующих  ключевым целям  общего  образования, можно выделить  четыре блока:

1) личностный; 

2) регулятивный;

3) познавательный; 

4) коммуникативный.

    Личностные  действия  обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся  и ориентацию в социальных  ролях  и  межличностных  отношениях.

• - самоопределение;

• - смыслообразование;

• - нравственно-этическая ориентация.

    Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

   Регулятивные действияобеспечивают  учащимся организацию  их  учебной  деятельности.  К ним  относятся:

• -целеполагание;

• -планирование;

• - прогнозирование;

• - контроль;

• - коррекция;

• - оценка;

• -саморегуляция.

   Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

   Познавательные  действия  включает:

• -общеучебные;

• -логические;

• -постановку  и  решение  проблемы.

   Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

   Коммуникативные действия:

• -планирование  учебного  сотрудничества;

• -постановка  вопросов;

• -разрешение конфликтов;

• -управление  поведением  партнёра;

• -умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями  коммуникации.

 

   Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Joomla SEF URLs by Artio