Учимся отгадывать загадки на уроках

Дегтерёва Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №451

«Загадка заляжет прочно в памяти, увлекая за собой и все объясняя» К.Д. Ушинский

Загадка — один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший ещё в первобытные времена. Русский язык обладает неисчерпаемым богатством загадок на самые разнообразные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных. Древние загадки раскрывают и древний быт древнего  русича: его избу, мебель в ней, посуду, орудия труда и т.п.

В наше время загадки создаются не только сказителями, но и профессиональными писателями. Так, более 25 загадок создали К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, Л.Ульяницкая,  В.Мусатов и другие. Загадки заняли своё место на страницах «Азбуки», учебников русского языка и литературы, практически все учителя могут использовать загадки, как методический  приём на уроках. Это закономерно, потому что загадки дают богатый материал для развития мышления и речи учащихся.

Загадка и её роль в воспитании детей.

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил своё отражение в загадке. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.

Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и т. д.

К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, и другое подставными словами, загадочными оборотами или загадками.

Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах. Образец «тайного» языка находил в повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (диалог Пугачёва и хозяина постоялого двора.) Широко использовались иносказательных языком, в том числе и загадками, скоморохи, нищие и прочий бездомный люд.

Загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.

Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других фольклорных жанрах.

В древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх?» Не отгадавших постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип: утром( в детстве) на четырёх, днём(во взрослом) на двух, вечером (в старости и костылём) на трёх ходит человек.

В русских русалочьих песнях юношам загадываются коварные вопросы:

«Что растёт без коренья?» (Камень)

«Что цветёт без цвету?» (Папоротник)

«Что бежит без повода?» (Вода)

В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.

С течением времени, с успехами просвещения, сростом культуры «тайный» язык постепенно теряет своё значение, и загадка начинает пользоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством—средством обучения детей.

У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», где старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.

Как видим, педагогическая направленность в использовании народом загадок является очевидной. Отсюда понятна и их многовековая жизненность и популярность у взрослых и детей.

В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Что такое загадка?

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание» какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.»

По определению известного фольклориста В.И. Чичерова, «загадка-это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».Другой фольклорист, В.П.Аникин, определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как  правило, ритмически организованного описание какого-либо предмета или явления».Загадки—это жанр устного народного творчества. Они относятся к детскому фольклору и имеют много общего с пословицами. Есть загадки, которые воспринимаются как пословицы и имеют те же функции.

В основе всех определений одни и те же признаки:

-- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

-- описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

-- как правило, это описание лаконично;

-- загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку определить так: загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Ещё древнегреческий учёный Аристотель называл загадки хорошо составленной метафорой. Русский филолог и писатель В.И.Даль утверждал, что загадка—это «иносказанье или намёк, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемого для разгадки.»  Другое определение загадки дал специалист по фольклору В.П.Аникин: «Загадка—это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность».

Загадка—это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Она состоит из двух частей: загадки(вопроса) и отгадки(ответа). Часто в загадке определённым способом скрыта отгадка. Это может быть метафора или какое-то другое иносказание. В народе даже появилась загадка о загадке: «Без лица в личине».

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую её действительность: растительный и животный мир, явления природы и быта, и др.

С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи.

Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время расширяется. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе:

Пыль увижу—заворчу, заворчу и проглочу. Пылесос.

Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик. Магнитофон.

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. Ракета.

Загадки разнообразны, но об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует  его со своей стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного—цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает:

«Серый зверёк через кочки скок!

Лёгкие ножки и хвоста немножко.»

В другой—о характере его движения:

«По полю скачет—ушки прячет,

Встанет столбом—ушки торчком.»

В третьей—о защитной способности менять окраску:

«Зимой беленький, летом серенький.»

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, литературная(авторская ) загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении, однако существенно отличается от народной загадки.

Современная загадка, как правило, литературная, книжная, часто избирается объектом речи такие понятия, как Родина, технический прогресс, общественная жизнь и др.

«Через поле и лесок подаётся голосок.

Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.» Телефон. А.Рождественская

«Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо—

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.» «Яйцо и цыплёнок».К.И.Чуковский

Литературная загадка заметно отличается от народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой. Автор литературной загадки имеет возможность дать развёрнутое  описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи.

«Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для внешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе,

Вести долго не гостят—

Во все стороны летят.» Почтовый ящик. С.Я.Маршак

Краткость народной загадки требовала ёмких, выразительных, порой грубоватых языковых средств, как правило, разговорного стиля, обычного для устной речи. Литературная загадка используется книжным стилем речи с привлечением поэтических языковых средств.

Форма народной загадки—её краткость, ёмкость образа,  лексика, ритмы—не является чуждой для детских писателей.

«С неба – звездой,

В ладошку—водой.» Снежинка. О.Тарнопольская

«Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.» Снег. В.Фетисов

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытной форме.

Отгадать загадку—значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, её сложность, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Способы построения логических задач разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др.. По указанным признакам и надо найти отгадки.

«Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку.»

Четыре признака: внешний вид, манера передвижения, вкусы животного.

Решение логических задач подобного типа основано на анализе(выделении всех признаков) и синтезе(объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

«Всегда во рту, анне проглотишь.» Язык.

«В воде купался, а сух остался». Гусь.

Чтоб решить задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. При отгадывании ребёнок должен быть наблюдательным и знать особенность гуся, понимать, почему перья птицы после купания остаются сухими.

Эти загадки трудны и поэтому в них раскрываются признаки. В течении длительного времени и при наблюдательности сосны и ели, чтобы сделать вывод об их цветовом постоянстве. И тогда нетрудно отгадать загадку: «Зимой и летом одним цветом».

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: «Жидко, а не вода, бело, а не снег». Молоко.

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время в чём-то сходные        предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

Самый обширный тип загадок—это загадки метафорические.

«Красненький петушок по жёрдочке бежит». Огонь.

Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, увидеть черты сходства, решить логическую задачу.

Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.

В основе различных загадок лежит различный логический механизм. Особенности механизма определяют типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.

Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна.

Как строится загадка?

Загадка—предельно малое по форме литературное произведение. Немало загадок, содержание которых передаётся одним простым предложением—вопросом. В этом случае композиция загадки определяется структурой этого вопросительного предложения: «Кто на себе свой дом носит?» Улитка.

«Кого один раз в году наряжают?»Ёлку.

Иногда к загадкам, составленным из нескольких повествовательных предложений, сам составитель, чтобы обострить, конкретизировать ситуацию, добавляют вопросительное предложение: «Есть, ребята , у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?» Коньки. Е.Благинина

Некоторые загадки имеют форму диалога, компонентом которого является вопросительное предложение: -- Это чёрная?

--нет, красная.

--А почему она белая?

--Потому что зелёная.»  Незрелая красная смородина.

Присутствие вопросительного предложения повышает эмоциональность загадки, приближает её к слушателю, более настойчиво требуя от него немедленного, обязательного ответа. Вопросительное предложение—это своего рода приглашение, побуждение к активному размышлению.

Если вопросительное предложение находится в начале загадки, то оно предупреждает слушателя, о предстоящем перечислении признаков, подготавливает его к напряжённой умственной работе.

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь—у нас работа:

Топать, шлёпать по болотам. Резиновые сапоги. А. Рождественская

Но если нет необходимости в постановке прямого вопроса, загадка оформляется с помощью повествовательных предложений—простых или сложных. Выбор зависит от содержания загадки.

«Никто не пугает, а вся дрожит». Осина.

«Бел да не сахар, ног нет, а идёт». Снег

«Сухой—клин, мокрый—блин».Зонт

«Летит—молчит, лежит—молчит,

Когда умрёт, тогда заревёт». Снег

В загадках,  не имеющих вопросительного предложения, вопрос возникает в сознании слушателя как невольное недоумение, потому что содержание текста кажется необычным. Сама  непонятливость является скрытым вопросом, оформление которого становится заботой отгадывающего:

«Сам худ, голова спуд. Что это?» .Молоток

«Что ни шаг, то овраг.

Что за деревянная дорога?

Как можно шагать по оврагам?». Лестница

Необходимость надёжно «упрятать» объект речи, т.е. тот предмет, который составляет смысловой центр загадки, является основной задачей её составителя. Для выполнения этой задачи русский язык располагает многочисленными грамматическими и лексическими средствами (односоставными или двусоставными предложениями).

«Семь одёжек и все без застёжек». Капуста

«Зимой спит, летом ульи ворошит». Медведь.

«В воде она живёт, нет клюва, а клюёт». Рыба

«Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает». Пылесос

«Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать». Лисица

(Грамматические и лексические средства):

«Ты кричал—оно молчало, ты молчал—оно кричало». Эхо

«Я—капелька лета на тоненькой ножке, плетут для меня кузовки  и лукошки». Земляника.

«Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый—все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?». Арбуз

(Однородные члены предложения—перечисление признаков):

«Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл». Гриб-подосиновик.

«Не летаю, не хожу,

А верчусь я и жужжу.

Как встану,--

Перестану, упаду и полежу». Волчок

 

 

 

Изобразительно-выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малыми размерами жанра, в котором каждый языковой элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.

Цель создания загадки—поставить собеседника в затруднительное положение, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалось преднамеренная многоплановость понимания.

Употребление слова в ином, переносном значении наиболее распространенный приём для создания загадки. Ещё Аристотель назвал загадку «хорошо составленной метафорой».

Употребление слова в переносном значение чаще возможным на основе: по внешнему сходству сосулька названа белым гвоздем.

«У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт—гвоздь упадёт».

«Клюв—шильце, раздвоенный хвост—вильце, а чёрные и белые перышки на спине и брюшке с чёрным сукном и белым полотенцем.

«Спереди—шильце, сзади—вильце, сверху—чёрное суконце, снизу—белое полотенце». Ласточка

Нередко в загадке сопоставление с человеком(олицетворение)—приём, широко используемый в народной поэзии:

«Сидит девица в темнице,

А коса на улице». Морковь

«Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает». Лук

«Стоит Антошка на одной ножке». Гриб (личные имена).

«Ходит весь век, а не человек». Часы (многозначность слова).

«Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает». Дверь

Выразительность характеристики предмета создаётся различными средствами, в том числе с помощью эпитетов и сравнений.

«Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный». Арбуз (внешний вид и вкус).

«Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мёд.»Вишня (спелость и сочность-сравнение)

Ритмическая основа загадок может выполнять изобразительную роль. Чёткий ритм загадки передаёт мерный стук маятника и неутомимый ход часов.

«Сту-чат, сту-чат,

Не ве-лят ску-чать.

И-дут, и-дут,

А все тут да тут». Часы. А.Рождественская

Разнообразны в загадках и рифмы:

*смежные рифмы  «Шапочка да ножка—вот и весь Ермошка». Гриб

*перекрёстные для литературных загадок

«По деревянной речке плывёт кораблик новый.

Свивается в колечки дымок его сосновый». Рубанок. Т.Белозёров

*парными и тройными  «Щука в море, хвост на заборе».Ковш

«Сто один брат

Все в один ряд

Вместе связаны стоят», Забор

*дополнительная роль  «На шесте – дворец, во дворце—певец, а зовут его ….(скворец)».

Итак, загадка—это логическая задача, предложенная в художественной форме.

Педагогические возможности загадки.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируются любовь к народному творчеству, родному языку, живому и образному и точному слову, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффектным средством патриотического воспитания.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение»(К.Ушинский. Родное слово.).Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставление явления, мысленно их расчленять, выделять нужны стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Детям нравится отгадывать загадки .У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки? Загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире—тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих». (Д. Родари. Грамматика фантазии)

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение:

*внешний вид «Два кольца, два конца, посередине гвоздь, и тот насквозь». Ножницы.

*из чего сделан? «Поля стеклянные, межи деревянные». Оконная рама

*на название предмета «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать». Часы.

*предмет в действии «Кланяется, кланяется, придёт домой—растянется». Топор.

*скорость и способность передвигаться

«Летит как стрела, жужжит, как пчела». Самолёт.

«Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома». Трамваи. С.Я.Маршак

*об величине «Юркий маленький зверёк по деревьям прыг да скок». Белка.

*о частях тела «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица». Козёл.

*о форме глаз, длине ног, ушей хвоста

«Хвост крючком, нос  пятачком». Свинья.

«Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках». Заяц.

*об окраске животного «Жёлтый клубок за белым скок». Лиса и заяц.

*повадки животных «Зимой спит, летом ульи ворошит». Медведь.

*среда обитания и способы защиты

«Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет—другой вырастает». Ящерица.

*польза людям «Не говорит, не поёт, а кто к хозяину прёт—она знать даёт». Собака.

*лакомство «Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметану ищет». Кошка.

*форма «Круглое, румяное с дерева достану». Яблоко.

*цвет «Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет». Цветок колокольчика

*вкус и запах «Низок,  да колюч, сладок, да пахуч,

Ягоды сорвёшь—всю руку обдерёшь». Крыжовник.

*место обитания «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены». Берёзки.

*рост и развитие «Две сестры: летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет». Красная и чёрная смородина.

**связь и зависимость «Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт». Дождь, земля, трава.

*мир в движении и изменении

«Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет—рухнул мост, и щепок нет». Радуга.

*закономерная последовательность со сменой времён года, дня и ночи

«Весной вырастают, осенью опадают». Листья.

«На землю упало пуховое одеяло.

Лето пришло—одеяло всё сошло». Снег.

Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей повышают интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребёнка.

Ослепительно ярок зимний пейзаж:

«Пушистый ковёр не руками ткан,

Не шелками шит, при солнце, при месяце

Серебром блестит», Снег.

Радостно волнуют свежие запахи весны и чистое звучание капели в загадке про сосульку:

«Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной».

Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима:

«Егор-Егорка  упал в озёрко, сам не потонул и воды не всколыхнул». Месяц.

«Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?» Осенью.

Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета» ( К.Ушинский. руководство к первоначальному преподаванию «Родного слова»»).

*изображение полевой ромашки

«Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички». Ромашки.

*горделиво красуется маленький колосок

«Весь из золота отлит на соломинке стоит». Колосок.

*аромат «Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко». Земляника.

*восхищение «Поднялись ворота—всему миру красота». Радуга.

«Посреди поля серебряные зёрна лежат». Капелька- росинка.

Так загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение:

*сравнение с девицей «Заря-заряница, красная девица,

По миру ходила, слёзы обронила,

Месяц видел, солнце скрало». Заря.

Загадка, как произведение малого жанра, даёт наглядный пример того, как ёмко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете:

*молодой свежий грибок

«Под ёлкою, под осинкою стоит мальчик с пальчик, на нем сер кафтанчик, шапка красненька». Гриб

«Во лесу, во бору стоят стары старички, на них красны колпачки». Гриб.

В загадках отразился живой, весёлый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности.

«Хожу на голове, хотя и на ногах,

Хожу босиком, хотя и в сапогах».

Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в то же время на ногах? Босиком—и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ— «гвоздь в сапоге»-- подчёркивает оригинальность остроумной загадки-шутки.

Значительная роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками,  загадки для ребёнка—это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, пониманию поэтической основы произведений литературы.

Ритмико-методическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества—сказками, песнями, пословицами.

Иногда чёткий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки:

«Бела, как снег, черна, как жук,

Вертится, как бес, повернулась и в лес». Сорока.

В других случаях её плавная мелодия напоминает напевный речитатив народной сказки или присказки:

«В тёмной темнице красные девицы

Без нитки, без спицы вяжут вязеницы». Пчёлы в улье.

«Как по небу с севера,

Плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая,

Вниз кидала—сыпала

На поля—озёрушки

Белый пух да пёрышки». Туча. А.Рождественская

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.

Основное значение глагола идти—передвигаться, ребёнок осознаёт и другие: действует механизм (идут часы), льёт дождь (идёт дождь).

«Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». Часы.

«Посмотри в окошко: идёт умненький Антошка». Дождь.

«Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт,

И никуда я не пойду, покуда он идёт». Дождь. С.Маршак

Под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует языковую подготовку ребёнка, но и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о духовном и материальном мире.

Итак. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

Загадка—средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся.

При обучении детей я часто использую загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи.

Большую ценность представляют загадки. Они часто учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками—это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память ребят подлинными жемчужинами родного языка, их использую на разных этапах урока.

Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

Назначение загадки в 1 классе состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале, для пополнения словарного запаса детей знакомство с лексическим значением слова.

При знакомстве со звуком и буквой А, а. Перед объяснением нового  предлагают загадку.

*Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный». Арбуз

Что это?

Назовите первый звук?

Произнесите хором этот звук?

Это……. Звук. Кто знает,  какой буквой обозначим графически данный звук?

Показ буквы А, а.

Показ картинки арбуза. Веду рассказ об арбузе:

«Арбузы появились в России более 200 лет назад. Это растение называют «полосатой флягой», которая наполнена водой. Это единственное растение, которое может выдержать сильнейшую жару и расти без полива.»

Такая информация вырабатывает у детей познавательный интерес, помогает более прочному усвоению нового материала, предлагает использование дополнительной литературы тем, кто уже читает самостоятельно, и помощь тем родителям, кто ещё не умеет читать. А также найти ещё загадки про арбуз. Вот они:

*Берега зелёные, вода алая, рыбки чёрные.

*Рябая курица

По плетням дуется.

*Среди бахчи

Зелёные мячи.

Налетела детвора:

От мячей—одна кора.

*Не тигр, а полосатый;

Не морж, а усатый;

Не мёд, а сладкий;

Не мяч, а катается.

*Кафтан на мне зелёный,

А сердце как кумач,

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч.

*Он большой, как мяч футбольный!

Если спелый—все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это что?

*Круглый, круглый, сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь—посмотри:

Красный, красный он внутри.

*Стебель—усатый,

Плод—полосатый.

*Мясо красное, кости чёрные,

На коже пестринки,

А хвост, как у свинки.

*Одну ягоду мы ели,

Вчетвером за столик сели—

Ели-ели полчаса,

Расстегнули пояса;

Да ещё в отброс осталось—

Вот так ягодка досталась!

*Круглый, полосатый,

С огорода взятый,

Сахарный и алый стал—

Кушайте, пожалуй ста.

*На бахче у нас растёт,

Как разрежешь—сок течёт;

Свеж и сладок он на вкус,

Называется   ….

*Его мы выбрали умело,

Внутри он красный—

Значит спелый.

Когда отрезали кусок,

Закапал сладкий сок.

При рассмотрении картины «Уборка урожая»  знакомлю с лексическим значением слова—АГРОНОМ. Агроном—специалист по сельскому хозяйству, без которого невозможно вырастить хороший урожай. Рассказываю о людях данной профессии. А затем предлагаю загадку:

*Школьный дом одноэтажный,

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский ….(агроном).

После ответа произносим слово—агроном хором, запоминая его правильное написание, сравниваем с произношением, находим разницу в произношении и написании, т.е. вырабатываем орфографическую зоркость для последующего безошибочного письма.

Загадки использую при формировании у детей делить слова на слоги.

*Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? Волк.

*Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? Белка.

*Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. Медведь.

*Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. Лиса.
*Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы—

Уши больше головы? Заяц.

*Кто на своей голове лес носит? Лось.

Дети называют отгадки, произнося слова по слогам, затем показывают графическое обозначение слогов на доске, подвожу к выводу, что слова могут состоять из одного, двух, трёх слогов.

Работая над многозначностью слов, разбираем загадки, отгадываем, знакомимся с прямым и переносным значением слов, что обеспечивает правильное употребление их не только в устной речи, но и в письменной, что исключает ошибки при письме.

*Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Что это такое? Ель.

Как назовёшь несколько таких деревьев? Ели.

Составьте предложение со значением «ели—деревья».

В лесу выросли красивые и стройные ели.

А что делают дети?

Дети едят ягоду.

Рассказываю о том, что ягоды поспевают летом, и прошу составить предложение о том, что делали дети летом, найдя землянику.

Летом дети собирали и ели землянику.

А далее говорю о том, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово ЕЛИ обозначает деревья и действие—есть, кушать. Такая работа развивает у детей наблюдательность, учит их делать самостоятельные выводы, обогащает словарный запас, развивает умение правильного употребления слова в предложениях.

При изучении правил на уроках русского языка в начальных классах вновь обращаюсь к загадкам. Все орфограммы в отгадке подчёркнуты, и легко можно выбрать загадки на определённые правила. Загадываю загадки с безударными гласными, ребята называют отгадку, определяют безударный гласный, рядом записывают проверочные слова.

*Не прядёт, не ткёт,

А людей одевает. Овца—овцы.

*Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округе полила. Гроза—грозы.

*С бородою, анне старик,

С рогами, анне бык,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. Коза—козы, козлик.

*ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

*Взгляд его, изгиб спины—

Всё в нём дивной красоты. Лебедь—лебеди, лебёдушка.

*Птица сверху налетает

И цыплят хватает. Ястреб—ястребы.

*Как зовут почтальона,

Которому адреса не пишут.

И на словах не говорят,

А он всё-таки почту доставляет. Голубь—голубок, голуби.

*Птица с длинным носом,

Чуб стоит с зачёсом. Чибис—чибисы.

 

Использование загадок на уроках.

Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей великие педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки. По этому поводу Ушинский писал: «Загадку я помещал не стой целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, т.к. многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». В качестве примера Ушинский приводил возможную работу над изучением народной загадки о росе:

*Заря-заряница,

Красная девица

По лесу гуляла,

Ключи потеряла.

Месяц увидал—

Не сказал,

Солнце увидало—

Не подняло.

По мнению великого педагога, эта загадка позволяет учителю поставить ряд вопросов:

Почему заря называется красной девицей?
почему говорится, что заря теряет росу?

Почему месяц не поднял росы?

Как солнышко подымет росу?

«Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадку как на картинное описание предмета»,-- писал Ушинский.

Интересными загадками пересыпаны страницы «Азбуки» Л.Н.Толстого. он широко использовал загадки, отражающие быт крестьянина, природу.

В наше время возможности использования загадок возрастают в связи с тем, что загадка, некогда бывшая фольклорным жанром, стала жанром литературным. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребёнка, природа, знакомый ребёнку мир.

Загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского языка, но и в процессе изучения предмета «Окружающий мир», на уроках математики, труда, изобразительного искусства.

За это время собрала большое количество загадок по теме «Время».

 

Основные типы загадок.

1.Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления его признаков.

*Кафтан на мне зелёный,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. Арбуз.

Эта загадка основана на трёх признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединения их в единое целое).

2.Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному-двум признакам восстановить целостный образ).

*Голубая простыня весь свет одевает. Небо.

Чтобы решить эту загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не на званными в загадке.

3.В загадку включено отрицательное сравнение.

*Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. Ветер.

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочерёдно сопоставить разные и в то же время в чём-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

4.Загадки, в описании которых использованы метафоры.

*Под одной крышей четыре братца живут. Стол

Разгадывание  этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далёких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5.Загадки, в которых представлено описание не самого предмета(явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Это тип загадок включает:

А) Шарады—слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать слово.

*Мой первый слог—предлог,

И во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа. За-дача

Б) Метаграммы—загадки, в которых из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

*С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю. Чайка—гайка

В) Анаграммы—это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот—ток) или при перестановке слогов и букв (сосна—насос).

*Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои—

И целый лес ты мною свалишь. Липа—пила

Г) Логографы—слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза—роза).

*                             блюдо,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. Уха—муха

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приёмы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить детей придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь ребятам по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

Вот алгоритм поиска отгадки:

*определить, что и где нужно искать;

*выделить и объединить возможные признаки;

*выдвинуть предполагаемую отгадку;

*доказать правильность отгадки.

Формы загадок могут быть очень разнообразными. Чаще всего учитель работает с детьми фронтально: всем загадывает загадки по списку.

Педагогический процесс работы с загадками может приобретать вид игры. Игровая форма проведения загадок удовлетворяет возрастные потребности школьников в игровых видах деятельности, в интеллектуальной  активности.

Рассыпанные загадки.

Из слов, написанных на отдельных карточках, сложить загадку и разгадать её. Игра чаще всего начинается  с чтения стихотворения-зачина:

Со страницы книжки в гости к вам я шла, чтобы разгадали вы меня, друзья.

Очень торопились, и случилось так, что

На куски разбилась, не собрать никак.

Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!

А потом вы разгадайте, помните меня и знайте.

*Меня частенько просят, ждут,

А только появляюсь, и прятаться начнут. Дождь

просят

а только

начнут

частенько

появляюсь

меня

ждут

и прятаться

 

 

Литература

1. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль. Академия развития. 1996

2. Г.Н. Солонько  Загадки о растениях. Санкт-Петербург 1995

3. Русские загадки. Чёрный конь скачет в огонь. Составитель В.Аникин. Москва 1963

4. Статьи из журнала «Начальная школа».

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio