Учебно-методическое пособие по литературному чтению

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 222 с углублённым изучением немецкого языка

«Петришуле»

Принято «Утверждаю»

школьным методическим объединением Директор школы

____________ А.В.Полякова

№ _____от ____________ «____»________20____г.

педагогическим советом школы № _____от ____________

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение»

для 3 класса

на 2013 – 2014 учебный год

к УМК Л.Ф.Климановой

Составитель:

Е.О. Алиновская,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

      Пояснительная записка

                                                                         4 часа в неделю,136 часов в год

       Рабочая программа курса «Литературное чтение» для  3  класса на 2013 – 2014учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования; примерной программы  начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения; программы общеобразовательных учреждений авторов  Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецким,  М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4  классы» (2011), руководитель проекта«Школа России» А.А.Плешаков; федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Общая характеристика учебного предмета

       Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы

Ценностные ориентиры содержания курса

       Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая м анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Педагогическая цель и задачи

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического     отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений  вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

        Задачи:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действиигероев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Содержание курса

Введение (1ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Введение .Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.Урок – путешествие в прошлое

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»). Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».Проект «Как научиться читать стихи»

Великие русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

Были-небылицы (10 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).

Любиживое(16 ч)

М.М.Пришвин«МояРодина», И.С.Соколов-Микитов«Листопадничек», В.И.Белов«Малькапровинилась», «ЕщепроМальку», В.В.Бианки«МышонокПик», Б.С.Житков«Прообезьянку», В.Л.Дуров«НашаЖучка», В.П.Астафьев«Капалуха», В.Ю.Драгунский«Онживойисветится».Литературный праздник

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).

По страницам детских журналов (8 ч)

«Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

 

Результаты изучения учебного предмета

       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Литературное чтение» в 3 классе.

       Личностными результатами обучения являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
       Метапредметными результатами обучения являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
       Предметными результатами обучения являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Место курса в учебном плане

     Согласно базисному учебному (образовательному) плану ОУ РФ на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 ч., из них в 1 классе 36 ч ( 4 ч. в неделю, 9 учебных недель), во 2,3 и 4 классах - по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы

Учебники:

 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2013

Дополнительные материалы:

 Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературноечтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2012

М. В. Бойкина, Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс. М.: Просвещение, 2013

ИКТ и ЦОР:

1.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс

2.http://5klass.net/literatura-3-klass.html

3.http://tapisarevskaya.rusedu.net

4.http://skazvikt.ucoz.ru/

Тематическое планирование

учебного материала по курсу «Литературное чтение»

к УМК Л.Ф.Климановой, 3 класс

№ п/п

Тема

Рабочая

программа

Кол-во часов

Организация контроля знаний

Результаты обучения за год

Кол-во к/р

Кол-во п/р

Кол-во сочинений

1.

Введение. Знакомство с учебником

1

 

 

 

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

2.

Самое великое чудо на свете

4

 

1

 

3.

Устное народное творчество

14

 

1

 

4.

Поэтическая тетрадь

11

 

2

1

5.

Великие русские писатели

24

 

1

 

6.

Поэтическая тетрадь

6

 

1

 

7.

Литературные сказки

8

1

 

 

8.

Были-небылицы

10

 

1

 

9.

Поэтическая тетрадь

6

 

1

 

10.

Люби живое

16

 

1

1

11.

Поэтическая тетрадь

8

 

1

 

12.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

 

1

 

13.

По страницам детских журналов

8

 

1

 

14.

Зарубежная литература

8

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

                           Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1.

Введение Знакомство с учебником

Зачем нужен по литературному чтению  учебник?

Словарь, система условных обозначений, содержание

 

Работа с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем.) Научится самостоятельно выбирать интересующуюся литературу,

пользоваться справочными источниками для понимания и получения  дополнительной информации, находить и  обобщать необходимую информацию в книге,

Р - ориентироваться в учебнике;

П - поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника);

К- задавать вопросы, обращаться за помощью.

 

Целостное отношение к книге.

Самое великое чудо на свете

2.

 Знакомство с названием раздела

Какое чудо  считаете самым удивительным?

рукописная книга, заставка, концовка, переплёт, пергамент, монах, летопись, посох, друкарь, напраслины

 

3.

 Рукописные книги Древней Руси Подготовка сообщения

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

4.

 Первопечатник Иван Федоров

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

5.

 Урок – путешествие в прошлое Оценка достижений

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции

типография

Научатся придумывать рассказы о книге, используя различные  источники информации

Р- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

П-рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

К –  осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Адекватная мотивация.

Устное народное творчество                                                                                       

6.

 Знакомство с названием раздела

Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений.

Фольклор

Научатся   различать  виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть  текст русских народных песен

Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П – перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

К –  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Этническое воспитание.

Адекватная мотивация.

Целостное отношение к песням, сказкам,

 

7.

 Русские народные песни

заклички

8.

 Докучные сказки Сочинение докучных сказок

Интонировать предложения на основе знаков препинания.

Докучные сказки

«докука»,

Научатся отличать докучные сказки от других  видов сказок, называть их особенности,

научаться называть виды прикладного искусства.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)

Адекватная мотивация.

Целостное отношение к сказке, к  произведениям прикладного искусства

9.

 Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

промысел, гжель, хохлома, дымковская игрушка.

10-11.

 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий)

Хоромы, сказка

Зачин, концовка

Научатся делить  текст на части,

составлять план

Р - составлять план и последовательность действий;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

П-делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства– совести, вины, стыда – как регуляторы морального называть основные черты характера героев.

поведения

12-14

 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям.Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка.

 

Научатся пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;

сравнивать содержания сказок и иллюстрация к ним

 

Р-- составлять план и последовательность действий;- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П--перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план);

-устанавливатьпричинно-следственные связи;

К-слушатьи пониматьречь других.

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства– совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

15-16

 Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

 

Научатся находить,

сравнивать   и характеризовать героев и анализировать их поступки

 

Р-работатьпо предложенному учителем плану

П-находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях;

К-слушатьи пониматьречь других

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства– совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

17.

 Художники-иллюстраторы В Васнецов и И Билибин

 

Былина

Научатся определять границы частей, составлять план

Р-работатьпо предложенному учителем плану

П-делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К-- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства– совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

18.

 КВН (обобщающий урок

по разделу «Устное народное творчество»)

Тестовая работа

Песня, прибаутка, считалка, потешка, пестушка, скороговорка, песенки-заклички, зачин, присказка. концовка

Научатся придумывать свои сказочные истории, сравнивать произведения словесного,музыкального, изобразительного искусства, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Р--работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

П-делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К-высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;-адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Адекватная мотивация

19.

 Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

Что является общим для всех  волшебных сказок? Какие

элементы народной  сказки были использованы каждой группы? Чья сказка оказалась наиболее близка к фольклорной,

 а чья действительно

оригинальной, имеющей лишь отдаленное сходство с народными сказками?

присказка зачин, концовка

Научатся определять ,где присказка зачин, концовка сказки

Р-- составлять план и последовательность действий;выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

П--устанавливатьпричинно-следственные связи;-строитьрассуждения;

К-- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

Адекватная мотивация

Поэтическая тетрадь 1

20.

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания  раздела.

 

Научатся прогнозировать содержания раздела.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

К--адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Адекватная мотивация

 

21.

Проект

«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)

Тестовая работа Каким советам

Я.Смоленского

последуете при чтении стихотворения?

 

22.

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия

Олицетворение,  резвяся, перлы,

проворный, гам, нагорный.

Зефиры (борей Олицетворение)

Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К-потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции.Чувство прекрасного – умениевосприниматькрасоту природы, бережно относитьсяко всему живому; чувствоватькрасоту художественного слова, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

23.

Ф.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

Научатся определять различные средства выразительности сочинять свои стихотворения

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- поиск и выделение необходимой информации

К--высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

24.

А.Фет

«Мама! Глянь-ка из окошка…»«Зреет рожь над жаркой нивой…»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Контраст

Научатся видеть и чувствовать настроение поэта и наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова

Р-работатьпо предложенному учителем плану

П-находить ответына вопросы в тексте

К-Умение выражать свои мысли  полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Чувство прекрасного

  – умение восприниматькрасоту природы, бережно относитьсяко всему живому; чувствоватькрасоту художественного слова, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

25.

И.Никитин «Полно,степь моя, спать беспробудно…»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

 

Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Р-работатьпо предложенному учителем плану

П-находить ответына вопросы в тексте

К-Умение выражать свои мысли  полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Чувство прекрасного

  – умение восприниматькрасоту природы, бережно относитьсяко всему живому; чувствоватькрасоту художественного слова, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;  

26.

И.Никитин «Встреча зимы»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Искони

27.

И.Суриков «Детство»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения           

сравнение

Научатся определять различные средства выразительности.

Р--самостоятельно формулировать тему и цели урока;

П-пользоватьсяразными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

К- слушатьи слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 

чувствоватькрасоту художественного слова,выражать свои эмоции;

 

28.

И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

 

29.

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок поразделу «Поэтическая тетрадь 1»)

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Ритм, рифма, эпитеты, олицетворение

Учить  анализировать средства художественной выразительности;

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Р- учиться работатьпо предложенному учителем плану

П-находить ответына вопросы в тексте

К-Умение выражать свои мысли  полно и точно.

Адекватная мотивация

Чувство прекрасного

  – умение восприниматькрасоту природы, бережно относитьсяко всему живому; чувствоватькрасоту художественного слова, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

30.

Оценка достижений

Тестовая работа

 

Великие русские писатели

31.

Знакомство с названием раздела

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль

 

Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П  - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

К - адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении;

32.

А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Император

33.

А.Пушкин. Лирические стихотворения

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

 

Научатся различать лирическое и прозаическое произведение

Р-составлять планрешения учебной проблемы совместно с учителем;

П- строитьрассуждения;

-осуществлятьанализ и синтез;

К-оформлять свою мысль  в   устной   речи ,  высказывать   свою    точку зрения

Интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении;

34.

А.Пушкин «Зимнее утро»

Выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения;  анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Выразительное чтение, заучивание наизусть.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Выразительное чтение

Отрывок наизусть

Аврора,

Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

Р- учиться работатьпо предложенному учителем плану.

П- осуществлятьанализ и синтез;

-устанавливатьпричинно-следственные связи;

-строитьрассуждения;

К- высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

Эмоциональность; умение осознаватьи определять(называть) свои эмоции;

35.

А.Пушкин «Зимний вечер»

36-39.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

,

 

Научатся  понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение,.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р- учиться работатьпо предложенному учителем плану

П- пользоватьсяразными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; К- высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

Эмоциональность; умение осознаватьи определять(называть) свои эмоции;

40.

Рисунки

И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

 

 

 

 

41.

Подготовка сообщения о

И. Крылове на основе статьи учебника; книг о Крылове

Проза, басня

Научатся различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл

Р - формулировать и удерживать учебную задачу,

П-  анализ информации; - обработка информации

К- высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

Интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении;

42.

 И.Крылов «Мартышка и Очки»

дюжина, полдюжины, басня (мораль)

Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать  героев на основе их поступков, инсценировать басню

Р - формулировать и удерживать учебную задачу,

П- -осуществлятьанализ и синтез;

-устанавливатьпричинно-следственные связи;

-строитьрассуждения;

К-оформлять свою мысль  в   устной   речи ,  высказывать   свою    точку зрения

Появление интереса к жанру басни

 

43.

И.Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Образ

Научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении представлять героев, характеризовать  героев на основе их поступков, инсценирование  басни

Р -работатьпо плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;

П- находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях;

К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Появление интереса к жанру басни

 

44.

И. Крылов «Ворона и Лисица»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

 

Научатся определять особенности басни, выделять мораль , представлять героев, характеризовать  героев на основе их поступков, инсценирование  басни

Р- учиться работатьпо предложенному учителем плану

П - установление аналогий; устанавление причинно-следственных связей; обобщение.

К- высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

Появление интереса к жанру басни

 

45.

М.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

Произведения М.Ю. Лермонтова.  Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения.            

Наизусть

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

 

Научатся видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного

 

 

 

 

 

 

Р- учиться работатьпо предложенному учителем плану

П-преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты

К- высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

Эмоциональность:

умение осознаватьи определять(называть) свои эмоции;

46.

М.Лермонтов «Горные вершины…» «На севере диком стоит одиноко…»

 

47.

М.Лермонтов «Утес»

 

48.

Детство

Л.Толстого(из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения

Произведения Л.Н. Толстого.  Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения.            

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

 

Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану

 

Р- учиться работатьпо предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса

К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

49.

Л.Толстой «Акула»

 

Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану

 

Р-определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя

П-работатьпо плану, сверяя свои действия с целью,

К- высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

50.

Л.Толстой «Прыжок»

 

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героев

Р-определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя

П-преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробнопересказыватьнебольшие тексты

К- высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

51.

Л.Толстой «Лев и собачка»

 

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию,

Р-определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя

П-преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробнопересказыватьнебольшие тексты

К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

52.

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов

Творческий пересказ

Описание

Рассуждение

Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения

Р-определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя

П-синтез; - сравнение, - построение рассуждения; обобщение.

К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

53

Оценка достижений

 

 

Научатся  проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Р- учиться работатьпо предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса

К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Адекватная мотивация

 

54.

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

Выпуск самодельного литературного журнала класса по теме «Великие русские писатели»

 

Поэтическая тетрадь 2

55.

Знакомство с названием раздела

Декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Выразительное чтение

 

Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

К- адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Адекватная мотивация

 

56.

Н.Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер бушует над бором…»

 

57.

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

 

Научатся читать стихотворение, выражая авторское настроение,

объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

Р –определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя.

П-делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К-- ставить вопросы,- обращаться за помощью.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

58.

К.Бальмонт «Золотое слово»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.Выразительно читатьстихотворные произведения по памяти.

 

Научатся   находить средства художественной выразительности:  сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р –определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя;

П-находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях;

К- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Чувство прекрасного

  – умение восприниматькрасоту природы, бережноотноситьсяко всему живому; чувствоватькрасоту художественного слова, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

59.

И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

 

60.

Развивающий час (обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений

 

Научаться читать стихотворение, выражая авторское настроение, высказывать свои собственные впечатление о прочитанном , оценивать свои достижения

Р –-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

П-делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

 

Литературные сказки

61.

Знакомство с названием раздела

Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Пьеса

Научатся  прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П-делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация

 

62.

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

Присказка

63.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

 

64-65.

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Литературная сказка

Научатся наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказок, сравнивать героев

Р –определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя;

П--перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую;

К-- умение выражать свои мысли  полно и точно.

Чувство прекрасного

  – умение восприниматькрасоту природы, бережно относитьсяко всему живому; чувствоватькрасоту художественного слова, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

66-67.

В.Одоевский «Мороз Иванович»

Эпиграф

Научатся сравнивать содержание литературной и народной сказок

Р –определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя

П-выделения существенных признаков;

- сравнение

К-высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

Чувство прекрасного

  – умение восприниматькрасоту природы, бережно относитьсяко всему живому; чувствоватькрасоту художественного слова, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

68.

Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по Iчасти учебника)

 

 

Научатся проверять себя и  самостоятельно  оценивать свои достижения на основе диагностической работе, представленной в учебнике

Р –проговариватьпоследовательность действий на уроке;

П-делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация

 

Были-небылицы

69.

Знакомство с названием раздела

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

 

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П-находить ответына вопросы в тексте,

К -- ставить вопросы,- обращаться за помощью.

Адекватная мотивация

 

70-71.

М.Горький «Случай с Евсейкой»

 

Научатся выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях

Р –проговариватьпоследовательность действий на уроке;

П-находить ответына вопросы в тексте,

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

72-74.

К.Паустовский «Растрепанный воробей»

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

 

Научатся  находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, составлять план для краткого и полного пересказов

Р –проговариватьпоследовательность действий на уроке;

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

К- адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

75-77.

А. Куприн «Слон»

 

Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно

Р –проговариватьпоследовательность действий на уроке;

П - анализ, - интерпретация

 передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Эстетические потребности

78.

Урок-путешествие по разделу

«Были-небылицы». Оценка достижений

 

Научатся рассазывать о прочитанных книгах, читать произведения по ролям

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Уважительное отношение к чужому мнению

 

Поэтическая тетрадь 1

79.

Знакомство с названием раздела.

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.

 

Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К  -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Адекватная мотивация

 

80.

С. Черный

«Воробей», «Слон»

 

81.

А. Блок «Ветхая избушка»

Олицетворение

Научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и

выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст

Р-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

П -поиск и выделение необходимой информации;

К- -договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности;

Стремитьсяк совершенствованию собственной речи

82.

А.Блок «Сны», «Ворона»

 

83.

С.Есенин «Черемуха»

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.

Эпитеты

Научатся понимать и чувствовать окружающую природу

Р –проговариватьпоследовательность действий на уроке;

П -поиск и выделение необходимой информации

К--слушатьи слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Стремитьсяк совершенствованию собственной речи

84.

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений

 

Научатся сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, проверять правильность высказывания, сверяя с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения

Р- прогнозирование уровня усвоения

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

 

Люби живое

85.

Знакомство с названием раздела

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

 

Научатся прогназировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения,

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П-сбор, обработка, анализ, передача информации

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

 

86.

М.Пришвин

«Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

 

Научатся определять основную мысль рассказа, понимать нравственный смысл рассказа

Р- - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

К-оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

87-88.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план рассказа.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

 

Научатся определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П-сбор, обработка, анализ, передача информации

К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Стремитьсяк совершенствованию собственной речи

89.

В.Белов

«Малька провинилась»

 

Научится озаглавливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П-сбор, обработка, анализ, передача информации

К- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

90.

В. Белов

«Еще раз про Мальку»

 

91-92.

В.Бианки

«Мышонок Пик»

 

Научится построению рассказа.

Р –определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя

П-сбор, обработка, анализ, передача информации

К- слушатьи пониматьречь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

93-95.

Б. Житков

«Про обезьянку»

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

 

Научится давать характеристику главным героям.

Р –проговариватьпоследовательность действий на уроке;

П-сбор, обработка, анализ, передача информации

К- слушатьи пониматьречь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

.

 

 

 

 

 

96-97.

В.Астафьев «Капалуха»

 

Научатся оценивать поступки главных героев.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

98.

В. Драгунский

«Он живой и светится…»

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.   

 

Научатся понимать нравственный смысл рассказа.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П—сбор, обработка, анализ, передача информации

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

99.

Урок-конференция «Земля – наш дом родной»

 

 

Научится отличать художественные рассказы от научно-познавательных.

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации

К - вести  устный и письменный диалогв соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

 

100.

Оценка достижений

 

 

Поэтическая тетрадь 2

 

101.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. 

Читать  и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая поэзию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и  его содержание; высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

 

Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П-перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую

К - вести  устный диалогв соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

 

102.

C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

 

Научить анализировать поэтическое изображение птиц в стихах;

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П-перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Стремитьсяк совершенствованию собственной речи

103.

А. Барто «Разлука»

 

Научить   находить рифму в произведении,  сравнивать и

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст      ,

оценивать события, героев произведения

 

Р-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П-перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Стремитьсяк совершенствованию собственной речи

104.

А. Барто «В театре»

 

105.

С. Михалков

«Если», «Рисунок»

 

Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора.

Р-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П-перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Стремитьсяк совершенствованию собственной речи

106.

Е. Благинина

«Кукушка», «Котенок»

 

107.

Обобщающий урок

по разделу

«Поэтическая тетрадь 2»

 

 

Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора, научиться самим сочинять стихотворения.

Р- находить смысловые связи в произведении и жизни

П-  рефлексия способов и условий действий.

К- договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Адекватная мотивация

 

108.

Оценка достижений

 

 

Научатся выразительно читать стихотворения

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации

К-- вести  устный и письменный диалогв соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

 

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

109.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

 

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведений

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П-перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую

К - вести  устный диалогв соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

 

110.

Б. Шергин

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

 

111-112.

А. Платонов

«Цветок на земле»

Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.  Выразительное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста.

 

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл. Научатся выразительно читать юмористические рассказы по ролям

Р - учиться работать по предложенному  учителем плану,   проговаривать        последовательность  

действий  на уроке;

П -оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме.

К- -выразительно читатьи пересказыватьтекст.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

113-114.

А. Платонов «Еще мама»

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

 

Научатся выразительно читать по ролям, соблюдая особенности речи героев.

Р - -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

П –-делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К- -выразительно читатьи пересказыватьтекст.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

115.

М. Зощенко

«Золотые слова»

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех;  определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

 

Научатся находить

 в тексте пословицы,

 и объяснять их смысл,

соотносить пословицы

и содержания

 произведения,читать по

ролям, учитывая

особенности речи героев,

научатся определять

особенности

юмористических рассказов

Р- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации;

П -делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К- -слушатьи пониматьречь других.

 

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

116.

М. Зощенко

«Великие путешественники»

 

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, их характер, определять главную мысль  юмористического рассказа.

Р- определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя;

П --делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К -слушатьи пониматьречь других.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

117.

Н. Носов

«Федина задача»

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех;  определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

 

 

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа

Р- учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П –-находить ответына вопросы в тексте

К- -выразительно читатьи пересказыватьтекст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

118.

Н.Носов «Телефон»

 

Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев.

Р  -учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П -находить ответына вопросы в тексте

К -выразительно читатьи пересказыватьтекст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

119.

В. Драгунский

«Друг детства»

 

 

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий

Р - составлять план и последовательность действий;

П --оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме;

К- -выразительно читатьи пересказыватьтекст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

120.

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

Научатся высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, выразительно читать по-ролям.

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации

К - вести  устный и письменный диалогв соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника.

Адекватная мотивация

 

По страницам детских журналов

121.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке  (начало, конец, виды деятельности).

 

Научатся  прогнозировать содержание раздела, , высказывать своё мнение, отношение, находить в журнале полезную информацию.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации;

К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Адекватная мотивация

 

122.

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи»

 

123.

Ю.Ермолаев «Проговорился»

Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

 

Научатся:

- составлять план подробного пересказа текста,

-пересказывать текст,

-находить главную мысль текста.

Р- определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя;

Ппреобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.

К-учиться работать в паре, группе;

Стремитьсяк совершенствованию собственной речи

124.

Ю.Ермолаев «Воспитатели»

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

 

125.

Г.Остер

«Вредные советы»

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

 

 

Осознают то, что не все бывают советы добрыми. Научатся составлять свои добрые советы.

Р- проговариватьпоследовательность действий на уроке;

П -делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Адекватная мотивация

 

126.

Г.Остер

«Как получаются легенды»

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

 

Научатся отличать легенды от других литературных произведений. Узнают новые интересные легенды. Научатся сочинять легенды.

Р-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П- делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

К- слушатьи пониматьречь других;

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

127.

Р. Сеф «Веселые стихи»

 

Научатся выразительно читать стихотворения и оценивать свои результаты

Р-учиться работатьпо предложенному учителем плану

П-преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты

К--выразительно читатьи пересказыватьтекст;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

128.

Читательская конференция

«По страницам детских журналов»

(обобщающий урок).

Оценка достижений

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос

 

Зарубежная литература

129.

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

 

Научатся  читать выразительно, осознанно

текст;  определять тему и главную мысль произведения;  давать характеристику главным героям; участвовать в обсуждении прочитанного произведения

Р-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,

П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

К- проявлять активность во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач.

Адекватная мотивация

 

130-131.

МифыДревней Греции

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Миф

Легенда

Научатся характеризовать героев  на основе анализа их поступков

– читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного

Р- составлять план и последовательность действий;

П - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

К-выразительно читатьи пересказыватьтекст;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

132-134.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя)

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

 

 

Учить оцениватьпоступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 

Р-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

П - перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую

К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

135-136.

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг»

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений,  прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

Научатся  проверять

себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Р- прогнозирование уровня усвоения;

П -поиск и выделение необходимой информации;

К- вести  устный и письменный диалогв соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

 

               

СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.– М.: Просвещение, 2011.
  2. Литературное чтение. Методичекие рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А.– М.: Просвещение, 2012.
  3. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
  4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

 

Joomla SEF URLs by Artio