Совершенствование навыка чтения – непрерывный процесс

Абрамова Алла Александровна

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития обучающихся. Исследование проблемы формирования навыка чтения имеет давнюю историю. Основные методики чтения были разработаны К.Д.Ушинским.

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

Процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы.

Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучению чтению. Один называется методом целых слов, другой – фонологическим.

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе – обучение произношению букв и звуков (фонетике). А когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.

Метод целых слов. Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50 – 100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. Цель этого метода – сделать процесс чтения приятным. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Существуют и другие подходы к выбору методики обучения чтению: лингвистический метод, метод целого текста. Метод Зайцева. Однако, наиболее распространенным является фонетический подход.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой);

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии зачитает гораздо лучше. Желательно проводить их ежедневно , максимальная продолжительность занятия – 30 минут, минимальная – 5-10 минут.

Комплекс упражнений для совершенствования навыка чтения.

  1. Чтение строчек наоборот по буквам

    Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строго побуквенного анализа каждого слова. Прогнозирование полностью исключается.

  2. Чтение только со второй половины слов

    При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия:

    -ние -лько -рой -вины-ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна.

  3. Чтение пунктирно написанных слов

    Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения.

  4. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной

    Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину строчки. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения.

  1. Поиск в тексте заданных слов

    Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте как можно больше раз. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развивает словесную память.

  1. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых букв

    Пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими. Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез со строгим побуквенным анализом.

  2. Чтение текста через слово

    Читать следует не как обычно ,а перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение вносит разнообразие в процесс чтения, создает ощущение быстроты, усиливает произвольное внимание и способствует развитию глазодвигательной активности ребенка.

  3. Быстрое многократное произнесение предложений

    Ребенку дается предложение или строфа стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить ее вслух, без пауз и как можно быстрее. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность их гладкого протекания в быстром темпе.

    Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Список литературы

1. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 2007.

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: 2000.

3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 2003.

4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2003.

Joomla SEF URLs by Artio