Словарная работа на уроках литературного чтения

Родионова Наталья Владиславовна,
учитель начальных классов школы №429

В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляют цель и основной результат образования.

Поэтому одним из требований ФГОС является формирование УУД.[1]

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования авторы выделяют четыре блока. Одним из которых является коммуникативный. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относится умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.[2]

Процесс обучения требует, чтобы учащийся научился сознательно пользоваться грамматическими и синтаксическими формами языка. Развитие устной речи ребенка зависит от ряда условий. Для того чтобы устная речь ребенка развивалась, необходимо, чтобы он возможно больше практиковался в этом плане, чтобы его речевая практика была активной. Другими словами, одной из основных предпосылок развития устной речи учащегося является создание у него мотива для этой деятельности, потребности в ней.

Для того чтобы человек захотел рассказать о чем-нибудь, поделиться своими мыслями, он должен располагать определенной информацией, определенными представлениями, знаниями и испытывать интерес к этим знаниям. Следовательно, задача воспитания у учащихся речевой активности теснейшим образом связана с постоянным расширением круга их представлений, знаний, с развитием их познавательных интересов. Развитие речи ребенка нельзя рассматривать изолированно от развития его мышления и сферы познавательных интересов в целом.

Развитие речи ребенка следует начинать с работы над расширением круга его представлений, впечатлений, с работы над воспитанием его познавательных интересов. Процесс накапливания этих представлений и впечатлений (если он правильно организован) сопровождается тем, что ребенок начинает испытывать потребность в словах, которыми можно обозначить (назвать) наблюдаемые им предметы и явления, потребность речевых средствах, которыми можно наиболее адекватно эти явления и впечатления описать, осмыслить для себя и рассказать о них другим.

Задача учителя заключается в том, чтобы дать эти речевые средства ребенку. Основное внимание учащихся в процессе этой работы должно быть сосредоточено на вопросе о том, как, какими словами, какими речевыми средствами лучше рассказать о полученных впечатлениях, как лучше выразить свое отношение к ним. Необходимо, чтобы дети понимали, что в языке есть множество слов, которые на первый взгляд кажутся равнозначащими, в действительности же одно из них не всегда может заменить другое. Понятие «смелый», например, может иметь множество оттенков, выражающихся в разных, не всегда заменяющих друг друга словах: храбрый, неустрашимый, доблестный, мужественный, отважный, решительный, и нужно уметь выбрать то или иное значение слова в контексте.

Знания и представления младшего школьника выходят далеко за пределы окружающих его предметов. На уроках чтения, природоведения дети читают рассказы о вещах, людях, странах, которые они никогда не видели. Их знания расширяются, у них возникают новые представления, новые интересы, новые вопросы. Особенно это относится к рассказам, сказкам, в которых герои сталкиваются с определенными трудностями, с непонятными явлениями и ищут их объяснения, «заражают» своими поисками детей. Особенно отчетливо это обнаруживается, когда герой произведения нравится детям, вызывает у них сочувствие, тогда они «включаются» в его поиски и вместе с ним ищут ответы на возникающие перед ним вопросы, вместе с ним стремятся объяснить непонятное.

Наблюдения показывают, что такая работа учащихся над текстами стимулирует их высказывания, делает их речь более мотивированной, самостоятельной, эмоциональной. Возникший у учащихся познавательный интерес к читаемому тексту необходимо использовать также для развития их эстетического вкуса, для привлечения их внимания к красоте языка и стиля писателя, к описаниям природы, к описаниям человеческих поступков, переживаний, мыслей. Необходимо работать с ними над формой художественного произведения, над его языком.

Предметом анализа и оценки на уроках чтения должно быть не только то, что сказал учащийся, но и то, как, в какой форме он выразил свою мысль, насколько удачны слова, которые он подобрал, правильно ли построил предложения. Постоянное внимание к устным высказываниям учащихся, систематический разбор этих высказываний по определенным, достаточно понятным для учащихся критериям, систематические требования учителя к соблюдению учащимися режима устной речи воспитывают у них внимание к слову, постоянный контроль над своей собственной речью и речью товарищей.

Таким образом, огромную роль во всей работе над развитием устной речи учащихся играет формирование у них сознательного отношения к языку: к языку писателей, произведения которых они изучают, к языку собственных высказываний, рассказов, пересказов, сообщений.

Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путем наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа.

Чтобы воспитать у учащихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться, прежде всего следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне.

Умение «видеть» слово в тексте вырабатывается путем специальных упражнений. Для ученика начальных классов — это большое достижение, ибо через слово создается образ, реализуется основная мысль произведения.

В отличие от уроков грамматики, на уроках чтения воспитывается внимание не столько к грамматической, сколько к лексической стороне слова. И прежде всего объектом внимания становятся слова, необходимые для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Поэтому большое значение для понимания текста и элементарной характеристики образа имеет выбор слова из многочисленных его значений, синонимов. Научить детей старших начальных классов различать оттенки значений слов, их образность — важнейшая задача, обусловливающая не только развитие речи детей, но и понимание произведения, его идейную значимость.

От качества произведений, читаемых на уроках объяснительного чтения, их идейной, эмоциональной стороны к языка зависит характер лексических упражнений, отбираемых для работы с детьми. Художественные тексты вырабатывают вкус к языку, чутье к слову. И чем выше произведение по своим качествам, тем большее влияние оказывает оно на речь школьника, ибо по-настоящему художественное произведение глубоко затрагивает чувства детей, побуждает к активной работе их мышление и речь.

Учащиеся начальных классов практически знакомятся с основными и литературными жанрами.

Богатство поэтического языка стихотворений, метких и образных выражений, басен, точность, лаконичность делового языка, нередко содержащего терминологию,— все наше лексическое богатство должно быть доведено до сознания детей уже в младшем школьном возрасте.

Вместе с тем работа над словом в процессе чтения текста воспитывает внимание детей не только к лексическому и фразеологическому богатству русского языка, но к слову-понятию, значению слова.

Работа над значением слова проводится и на научно-популярных текстах и при чтении художественных произведений, дающих через художественные образы, через изображение событий представление или понятие о явлениях жизни.

В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной живой речи.

Отбор словаря для изучения и включения в речь учащихся зависит от того, какие знания должен получить ученик в связи с данной темой. Выбор слова для объяснения зависит от характера контекста, его общего содержания, ибо следует определить, насколько оно значимо в тексте, в какой мере помогает вскрыть основную мысль произведения, объяснить или охарактеризовать те или иные поступки героя.

Таким образом, в содержание словарной работы на уроках чтения включается:

1)        обогащение речи учащихся словами на основе развития представлений и понятий;

2)        уточнение значения известных слов путем непосредственных наблюдений за предметом и рассмотрения слова в контексте, установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом;

3)        расширение сферы употребления знакомых и новых слов, сопоставление употребления изученных слов в данном и каком-то другом (ранее или позднее изученном) контексте, включение слов в новый контекст;

4)        изучение путем наблюдения над словом в тексте его стилистической роли и основных лексических категорий; 1

5)        работа над образными средствами языка в тексте;

6)        употребление слов учащимися в связной речи, осознание их смысловых и грамматических связей.

Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребенка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете.

Знания, получаемые учеником из книги, не должны быть вербальными. Чтобы не было разрыва между словом и образом, словесные образы должны опираться на чувственный опыт ребенка; в свою очередь чувственные восприятия, образы должны иметь рациональную основу, иначе они будут бедны, односторонни.

Чувственный опыт ребенка необходимо обогащать путем наблюдений, непосредственного изучения окружающей действительности.

Неясные представления и понятия можно конкретизировать путем выяснения содержания понятий или представлений.

Как показал опыт, в начальной школе на уроках чтения в целях обогащения словаря детей должны использоваться следующие группы речевых упражнений:

1.        Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова.

2.        Упражнения с использованием логических приемов, раскрывающих содержание слов и понятий.

3.        Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.).

4.        Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка.[3]

 

1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова.

 

В первую группу включаются такие упражнения: наблюдения за словом в контексте; объяснение его значения с помощью данного контекста; объяснение значения слова путем замены его перифразой, синонимом, путем анализа грамматического состава слова и т. д.[3]

Е. Благинина. «В ненастные деньки».

Подрубить (платок) — подшить, загнуть край.

Батист — тонкая, полупрозрачная, слегка блестящая бумажная или льняная ткань полотняного переплетения.

Вязь — соединение, сплетение.

Мережка — узорчатая полоска, род вышивки по продольным нитям ткани, сделанной после выдёргивания поперечных нитей.

Русская народная сказка «Два мороза».

Багровый — красный, густого, тёмного оттенка.

Коль (коли) — что если...

Бор — сосновый лес.

Тешатся — забавляются, развлекаются.

Унижут — покроют сплошь.

Бубенчик — металлический шарик с куском металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Судить да рядить — обсуждать, толковать.

Покамест — то же, что и пока.

Намаялся — очень устал.

Авось — может быть.

Пуще — сильнее.

Инда — даже.

Язвить — причинять боль.[4]

 

2. Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий.

 

Во вторую группу упражнений, раскрывающих содержание понятия, входят упражнения, направленные на расширение и уточнение представлений, связанных у ребенка с данными словами. Большое место должны занимать упражнения, содержащие элементы логических операций; выделение основных признаков предмета; характеристику предмета по единичному, характерному признаку; сопоставление двух предметов по сходству и различию с целью более глубокой их характеристики; систематизацию и обобщение основных признаков понятия (например, признаков времени года, отличительных признаков домашних и диких животных); составление связных элементарных характеристик, описаний предметов (3-4 предложения) по вопросам или самостоятельно.

Для успешного выполнения упражнений данного типа большое значение имеет наглядность — показ предмета, наблюдение и экскурсии. Помогает раскрытию содержания понятия и сопоставление личного опыта ребенка, его представления о данном предмете с тем, которое дается в книге. Поэтому возникает еще один вид упражнений - сопоставление прочитанного с виденным, использование примера из опыта ребенка.

Одна из важнейших задач развития мышления учащихся - это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов и явлений действительности. В понятии эти признаки обобщены, поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений, сравнений.

Понятия бывают более общие (родовые) и менее общие (видовые). Школьники упражняются в подведении менее общих понятий под более общие понятия.[3]

Известны следующие виды упражнения в обобщении:

1)         Перечисление предметов с последующим обобщением. («Азбука». Стр. 11.) Дети рассматривают картинки и называют: «Это чашка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка». Учитель. Как назвать их одним словом? (Это посуда)

2)         Предметы, слова, картинки собраны так, что среди них есть конфликтные слова. («Азбука». Стр.30.) Грабли, рубанок, пила, клещи. Учащиеся выделяют общие признаки (назначение) данных предметов, мотивируют исключение «лишних» слов: грабли являются инструментом для с/х работ.

3)         Упражнение подобное первым двум, проводится с более или менее подробным описанием признаков, назначением. Это описание служит обоснованием обобщения. В то же время выполнение такого упражнения превращается в небольшой связный рассказ и в этом смысле оно особенно полезно для развития речи учащихся. («Азбука». Стр. 25.) «Щука, сом, окунь - это рыбы. Окунь - это рыба с красноватыми плавниками. Окунь бывает речной и морской. Сом - крупная пресноводная бесчешуйчатая хищная рыба. Щука - хищная пресноводная рыба».

4)         Обобщение по одному видимому понятию (т. е. непосредственное обобщение). Суть его состоит в том, чтобы учащийся характеризовал не группу видовых понятий родовым, а определил родовое понятие по отношению к одному видовому.  («Азбука». Стр. 26.) «Аист - это птица. У неё две конечности, крылья, длинный клюв, покрыта перьями».

5)         Раскрытие объёма родового понятия. («Азбука». Стр. 119.) Даётся родовое понятие грибы. Дети должны назвать известные им грибы. Желательно, чтобы при этом получился небольшой связный рассказ: «Прошли дожди, и в лесу появилось много грибов. Мы ходили в лес за грибами. Набрали много груздей, подосиновиков, подберёзовиков, лисичек, сыроежек. Коля нашёл два белых гриба. Встречались мухоморы, но мы их не трогали».

6)         Двойное обобщение (двухступенчатое). («Азбука». Стр. 8.) Медведь, ёж, лиса, волк, белка - дикие животные. Корова, собака - домашние животные. Чайка, ворона, гусь - птицы. Как одним словом назвать? (Это животные).

Понятия формируются постепенно, в результате наблюдений, выделения признаков, особенно существенных, их обобщения, в процессе группировки, классификации предметов. Велика роль практического использования слов понятий в речевой деятельности. Обобщение понятий вплотную приводит к одной из наиболее сложных мыслительных операций - к определению понятий.

(«Азбуки». Стр. 99.)

-       Как называется рассказ? (Бобры).

-       Кто такие бобры? (Животные).

-       Чем отличаются бобры от других животных? (У них острые зубы. При помощи острых зубов бобры разгрызают стволы осин и строят себе жилище (плотины)).

7)         Понятие отечество.

(«Азбука».Стр. 86.) К. Ушинский. Наше отечество.

-       На какое слово похоже слово отечество? (Отец).

-       Давайте прочитаем и подумаем, почему эти два слова похожи?

-       Что для нас с вами является нашим отечеством? (Россия).

-       Что такое Россия? (Страна, государство, в котором мы живём).

-       Почему мы зовём Россию отечеством? (Дети отвечают словами из текста).

-       Отечество - отец - значит родной. Какое слово можно образовать от слова родной? (Родина)

-       Значит отечество - это Родина. А Родина - это отечество. Наше отечество, наша Родина

-        это Россия.

Определение понятий приучает школьников к точному, строгому выражению своих мыслей.[5]

8)         Работа с загадкой.

Работа с загадкой входит в группу упражнений, раскрывающих содержание понятия. Смысл чтения загадок в том, чтобы приобщить учащихся к своеобразной красоте малых форм поэзии и увлечь их умением видеть за краткой иносказательной формой чёткое изображение того предмета или явления, о котором думал автор.

Надо приучить школьников с первых же занятий и тому, что самое интересное в загадке - не наугад сказанная отгадка, а умение вникнуть в текст загадки, выделить из него все указанные там свойства и признаки загаданного предмета, затем, напрягая воображение, мысленно увидеть сам предмет и доказать строками текста правильность своей отгадки. Например:

Растёт она вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Чуть солнце её припечёт Заплачет она и умрёт.

К. Чуковский.

-        Что растёт зимой? (снежные сугробы). - Но ведь сугроб это «он», а в загадке? (Она). Что мы о ней знаем? (Она растёт, значит, сначала она маленькая, а потом становится всё больше и больше. Но голова у неё внизу. Значит, она становится не больше, а длиннее. И когда на неё падает горячий солнечный лучик, она начинает плакать, капают слёзы, капли, она тает. Это сосулька).

-       Почему сосулька? Потому что она растёт вниз головою, т. е. становится всё длиннее и длиннее, растёт она зимой, когда мороз идёт на убыль, и чем ярче солнышко, чем сильнее оно печёт, тем больше звонких капель намерзает на сосульку, пока она наконец не оторвётся от крыши.

 

Ю. Ярмыш. «Добрый клён».

Плющ — род вечнозелёных лиан. У нас распространены главным образом на Кавказе и в Крыму. Древесные лианы, поднимающиеся по деревьям в высоту до 30 метров при помощи просасывающихся корней, которые развиваются на его стеблях. Листья на длинных черенках, очерёдные, пяти- или семиугольные с сердцевидным основанием.

Узбекская сказка «Черепаха и скорпион».

Черепаха — подкласс пресмыкающихся. Имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и рёбрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоёмах и морях. У нас известно 7 видов черепах.

Скорпион — отряд членистоногих класса паукообразные. Длина до 20 см. Вооружены клешнями, на конце брюшка ядовитое крючкообразное тело. Обитают в странах с тёплым и жарким климатом, встречаются и горах. Охотятся ночью. Выделяя яд, скорпионы беззвучно обездвиживают добычу или убивают её. Пищей служат паукообразные, ящерицы или мыши. Яд скорпиона опасен для животных и человека.[4]

 

3.Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.).

 

Упражнения третьей группы — лексико-стилистические — проводятся на основе наблюдения за словом в тексте и собственной речи учащихся. Они дают представление о лексическом богатстве русского языка — синонимах, омонимах, антонимах, многозначности слова, эмоциональной его окраске и т. д.

Путем наблюдений над языком, путем анализа слов и словосочетаний в предложении вырабатывается чуткость к слову, лексическая зоркость. Здесь особенно широко используется сопоставление выделенного слова с его синонимом. При этом сопоставление привлекается не с целью выяснения смысла слова, как в первой группе упражнений, а с целью выяснения роли авторского синонима в данном контексте: как характеризуется образ с помощью данного слова, почему в данном контексте употреблено именно это слово, а не другое, слово включается в разные контексты и наблюдается изменение оттенков значения и т. д.

Другие виды лексико-стилистических упражнений связаны с выяснением употребления той или иной грамматической формы слова. При этом выясняется, как меняется значение слова в связи с изменением его формы (мальчик—мальчишка; черная туча—туча черным- черна и т. д.).

Эти упражнения дают учащимся практическое представление о том, что грамматические формы слов могут быть использованы в стилистических целях, и о том, какие именно средства могут быть использованы, с к целью автор применяет ту или иную грамматическую форму. Следовательно, лексико-стилистические упражнения тесно связаны со смысловой стороной анализируемого текста или устного рассказа. Использование данного типа упражнений на уроке.[3]

В. Зотов. «За двумя зайцами».

Избушка — деревянный домик.

Притулилась — устроилась.

Молят — просят.

Шалите — баловаться, резвиться.

Сцапать — схватить.

Припустили — убежали.

Погребли — завалили.

С. Маршак. «Не так».

«Носит воду решетом...» (перен.) — бесцельно трудиться.

«Я попал впросак...» (разг.) — по своей оплошности очутился в невыгодном, неприятном положении.

Дурак — в старину так называли придворного или домашнего шута. Отсюда: «валять дурака» — делать глупости. Сейчас — это глупый человек.

 

Б. Заходер. «Как волк песни пел».

Кругом всем житья не было — плохо всем жилось.

Донять — измучить, довести до крайности.

Своему слову хозяйка — человек, который верит своему слову, держит его.

Слюнки потекли — предвкушение чего-нибудь вкусного, заманчивого.[4]

 

4.Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка.

 

Четвертая группа упражнений должна знакомить детей с изобразительными средствами языка—эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями. Цель этих упражнений — воспитать путем наблюдения над текстом внимание к образной стороне языка. Надо помочь детям осознать, что художественный образ создается с помощью определенных художественных средств.[3]

X. К. Андерсен. «Русалочка» (Упражнения из «Рабочей тетради»)

1.          Допиши предложения.

В открытом море вода совсем синяя, как____________________________ и

прозрачная, как______________________________ , — но зато и глубоко там!

Все шестеро принцесс были прехорошенькими русалочками, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как_______________________________ , с

глубокими синими, как___________________________ , глазами.

Как называется приём, который дважды использован автором в каждом из этих предложений? Напиши: Этот приём называется___________________________ .

2.           Выпиши ещё несколько сравнений из этой сказки:

Былина. «Добрыня и змей».

1. Найди и запиши примеры поэтических повторов слов.

Скорым-скоро, воля-вольная, _______________________________

2. Приведи примеры использования в былине прилагательных (эпитетов). Чисто поле, родна матушка, __________________________________ .[6]

 

При проведении названных видов упражнений, способствующих обогащению и активизации словаря учащихся, важным и заключительным моментом является организация речевой практики детей в связи с прочитанным и проанализированныь произведением. Связная речь учащихся является показателем правильности и сознательности употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов и практическом овладении ими.[3]

 

Литература:

1. ФГОС начального общего образования.

2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действиия в начальной школе. – М.:Просвещение, 2010.

3. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М.:Просвещение, 1967.

4. Кубасова О.В., Любимые страницы. Учебник по литературному чтению. 3 класс. Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2011.

Кубасова О.В., Любимые страницы. Учебник по литературному чтению. 4 класс. Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2012.

5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Русская азбука. – М.: Просвещение, 2013.

6. Кубасова О.В.,Рабочая тетрадь по литературному чтению. 4 класс. – Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2012.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio