Методическая разработка

Сюжетная линия рассказа А. И. Куприна «Слон»

Завадская Ольга Николаевна

Цели: - научить выстраивать сюжетную линию рассказа; - развивать речь, мышление; - воспитание чуткого, бережного отношения к людям, сопереживания. Ход урока: 1.Организационный момент. - Долгожданный дан звонок – начинается урок. - Дорогие ребята! Я пришла к вам на урок с таким настроением. ( Улыбающаяся схема) - А какое настроение у вас? (Если хорошее – сохраним его до конца урока) 2.Проверка домашнего задания. 1) - Давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Слон») - Карточка на доске. 2) - Кто автор? (А.И.Куприн) – На доске карточка с фамилией автора. СЛАЙД -1 (обложка) 3) - К какому литературному жанру относится это произведение? (Рассказ) - Карточка на доске. - Сегодня мы с вами выстроим сюжетную линию рассказа А.И. Куприна «Слон». На доске карточками написана тема. (Можно всё написать и мелом). 4) - Назовите главных героев. (Мама, папа, девочка, немец – хозяин цирка, слон) 5) - Почему каждый день к девочке приходит доктор Михаил Петрович и другие доктора? (Девочка больна) СЛАЙД – 2 (Девочка в постели) 6) - Какой совет даёт доктор прощаясь? (Главное, исполняйте все её капризы) 7) - Почему такой совет? Чем же, по мнению докторов, больна девочка? («…ваша дочка больна равнодушием к жизни и больше ничем…») 8) - Старались ли родители угодить девочке? (Да) 9) - Но в начале рассказа мы видим, что родителям не удавалось угодить девочке, почему? (Она ничего не хотела) 3.Подготовка к выразительному чтению. - А сейчас откройте учебник на стр. 40, прочитайте задание 3. (Читают ученики, отвечают) - В чьих словах будет звучать просьба, капризы? - А чьих решительность, удивление? СЛАЙД – 3 (Решительность…) ДЕТИ ЧИТАЮТ ОТРЫВОК ПО РОЛЯМ (Оценки) Физкультминутка - Представьте, что вы рисуете иллюстрацию к этому эпизоду. - Кто главный герой эпизода и мы его нарисуем в центре? - Кто рядом с ней? (Папа и мама) (Закройте глаза) - Детская комната. В постели лежит больная девочка. Рядом у кровати папа. Он принёс ей красивого игрушечного слона. Но нет радости на лице девочки. СЛАЙД – 4 (Папа у постели…) - Откройте глаза. - Вы такую картину представили? 4. Работа по теме урока. - А куда же исчез папа, громко хлопнув входной дверью? (Отправился в зверинец) СЛАЙД – 5 (Папа в зверинце) - Зачем он туда пошёл? (Попросить хозяина цирка отпустить слона к нему домой) или – С какой просьбой обратился папа к хозяину цирка? - Сразу ли понял просьбу хозяин цирка? (Нет) - Удалось ли папе договориться? (Да) - Расскажите, как слон оказался у Нади дома? СЛАЙД – 6 (Слона водили…) - Как проходила встреча Нади со слоном? (Ответы) СЛАЙД – 7 (Девочка у стола со слоном) - Что особенно поразило вас в общении девочки и слона? (Как слон себя вёл, как вела себя девочка) - А кто-нибудь из вас видел живого слона? - А вы не испугались бы? - Видим ли мы девочку больной уже в тот день, когда слон был у неё в гостях? (Она ведёт себя, как здоровая) - Улучшилось ли здоровье девочки на следующий день? (Да, девочка выздоровела) 5.Итог урока. - Сегодня мы с вами выстроили сюжетную линию. - Как вы думаете, зачем нужно знать сюжет? К чему это поможет вам подготовиться? (К составлению плана и пересказу) Оценки за работу на уроке. 6.Домашнее задание. - Дома перечитайте рассказ и подумайте, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно было бы задать? - Это стр. 25 – 41,задание 4. - А ещё, нарисуйте свою иллюстрацию к самому любимому эпизоду рассказа. РЕФЛЕКСИЯ - А теперь оцените своё настроение в конце урока.

Joomla SEF URLs by Artio