Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Чиркова Елена Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №168 Санкт-Петербурга

 «Ребёнок должен жить в мире творчества.
Без этого он засушенный цветок»
Киндинова Л.А.

 

Главная проблема    образования    в    динамичном, быстро меняющемся мире, это то, что общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Содержательная часть.

Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребёнка, ещё в дошкольном его детстве. Работая в школе почти 20 лет, я заметила, что придя в школу, дети плохо ориентируются в мире детской литературы, не посещают библиотеку, речь школьников    содержит много ошибок. В результате они пассивны на уроках, неуверенны в собственных силах, нет интереса к учению. Отсутствие интереса к чтению в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку.

Одним из возможных способов решения данной проблемы является урок литературного чтения. Моя задача, как учителя начальных классов,  замечать любые творческие проявления учеников,  воспитать любовь к книге, приобщить учащихся к чтению с первого класса. Важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка, особенно на первой ступени общего среднего образования. Проблема формирования навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста - одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения.

Одной из приоритетных задач школьного образования разработчики нового проекта Государственного образовательного стандарта называют формирование коммуникативных учебных действий. Их формированию способствуют творческие работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального литературного образования младших школьников.

Я уверена, что уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения, подходят для открытого диалога. Работу с учащимися, в своем, 3а классе, я    строю на основе следующих принципов:

- создание атмосферы доброжелательности, уважения, взаимопонимания, сотрудничества; - ориентация на индивидуальные достижения ребенка, на то, что отличает его от других;        создание условий для творчества и предоставление возможности творить, как на уроке чтения, так и вне его.

Развитие творчества у младших школьников    не происходит само, а требует особого внимания с моей стороны.

Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. На уроках литературного чтения    я    активно провожу творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов:

-  словарная работа (самостоятельное, т.е. без моей помощи – объяснение значения слова по картинке    - иллюстрации, подбор синонимов, антонимов. Ученики,    чтобы справиться с этой работой, обращаются к толковому словарю.)

- смещение частей букв (незнакомые слова пишутся горизонтально или вертикально на отдельных карточках,    которые    разрезаются вдоль. Это групповая работа. Ребята должны собрать правильно слова и объяснить их лексическое значение.)

- частично закрытые слова ( часть слова закрывается узкой полоской бумаги. Ученики , методом подбора букв, должны его    отгадать)

- слова с отсутствием гласных (умение быстро угадывать гласные буквы, является одной из основных предпосылок беглого, правильного чтения )

- сочинить    рассказ, стихотворение, небылицу    на заданную тему (например, тема «Осень», «Наш класс», «Мое имя» и т.д)

- сказочник (придумать    свою сказку, нарисовать рисунок    к этой сказке и красиво ее оформить на лист бумаги. Тему сказки предлагаю или я или ребята выбирают дома вместе с родителями. Например, «Путешествие снежинки», « О моем питомце» и т.д    В классе висит стенд с творческими работами учеников.)

В учебнике некоторые тексты являются отрывками произведений, что позволяет давать задания такого типа: продолжи рассказ; как вы думаете, что ещё может произойти с героем; а если бы главный герой поступил по-другому, чтобы могло произойти.

Например.

1.Творческие задания практической направленности при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Рассмотри картинку.    Составь устный рассказ «Моя любимая игрушка» ,Расскажи о том месте, где ты родился. Какие слова о красоте родного края, о чувстве любви к нему ты используешь в своем рассказе.

2.Творческое пересказывание.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений,    полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие. Например, на уроке мы читаем начало сказки, задача детей, дома придумать ее продолжение. «Я начну, а ты продолжи...»

3.Творческое сочинение .

Чаще всего это задание я задаю на дом, чтобы у ребят было больше времени на творчество. Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д. Например, сочинить стихотворение, использую записанные на доске слова, сочинить математическую сказку, сочинить историю о каком то предмете.

Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни, хокку и другое. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают творчество и все это помогает им полноценно воспринимать любое художественное произведение.

4.Работа с кроссвордами.

Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы

5. Театрализация литературного произведения.

Наиболее любимая мною, детьми    и родителями форма работы на уроке и внеклассной деятельности, так как много лет я являюсь руководителем театральной студии «Пьеро».

Называю возможные формы:

– пальчиковый театр;

             – кукольный театр;

             – костюмированные представления по известным произведениям;

             – музыкальные инсценировки;

             – спектакли по собственным сценариям

Отрадно, что элементы костюмов мы с ребятами делаем на уроке технологии, на уроке изобразительного искусства рисуем афишу к спектаклю или приглашения для гостей. Костюмы для постановки шьют родители.

6.  Проектная деятельность на уроках литературного чтения .

Включать учеников в проектную    деятельность на уроках литературного чтения я начала постепенно, начиная с первого класса. А уже в 3 классе учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты,    чаще всего под руководством родителей.

Я    заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, защищают ее на уроке или на классном часе.

Очень интересно, уже в этом году, был представлен проект  группы учеников, на    котором они    представили пословицы о книге, рассказали о чем они. Материал     был    в форме    презентации.

7. Викторина по произведениям любимых сказок, писателей.

Моя задача, закрепить и уточнить знания детей по изученным произведениям. Провожу, как правило, после изучения раздела учебника.

8.  Чтение по ролям

Применяю при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Предлагаю детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям.

9. Работа с читательским дневником.

Я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. В читательском    дневнике, который ведется в течение всего года, ученики записывают фамилию автора и название книги. Он    записывает    имена главных действующих лиц и краткое содержание книги.    Желательно,    чтобы тут же были рисунки ученика.

    Проводя урок чтения, я стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. : различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, инсценировка сказок,    кукольный спектакль, чтение по ролям, литературные игры и т. д.    А еще, ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. В    первом классе    работа была коллективной,    во втором -    групповой или в парах. В итоге    получаются творческие работы. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.  С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка.

    На уроках литературного чтения я использую следующие виды творческих работ:    различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, инсценировка сказок,    кукольный спектакль, чтение по ролям, литературные игры и т. д.

     Таким образом, в процессе творческих работ учащихся по следам прочитанного художественного произведения у младших школьников развивается группа умений, составляющих основу межличностной коммуникации: умении пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение публично выступать. Выросла и техника чтения, что повлияло на интерес к чтению, чего не хватало некоторым ребятам. Разнообразные    творческие задания, используемые на уроках закрепят и ещё больше разовьют желание к познанию нового и стремление к саморазвитию.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio