Система работы по совершенствованию навыка чтения

у детей младшего школьного возраста

Джан Екатерина Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУСОШ №473 Санкт-Петербурга

Известный  педагог  В.А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение самостоятельно работать с текстом.  Уроки чтения должны  развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

В работе по совершенствованию навыка чтения целесообразно использовать следующие упражнения:

·        на развитие четкости произношения;

·        вырабатывающие внимание к слову и его частям;

·        развивающие оперативное поле чтения и память;

·        развивающие скорость чтения вслух.

Работу всегда надо начинать с   проверки осанки.  Это формирует умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу.

Урок лучше начинать с артикуляционной гимнастики, а также речевой разминки в игровой форме.  Полезно использовать в качестве речевого материала скороговорки, так как школьники их знают достаточно много и сами  разучивают новые со своими одноклассниками. На протяжении урока необходимо проводить минутки расслабления, обеспечивающие максимальный отдых.

Далее можно провести работу со слоговыми таблицами или таблицей согласных: ученики читают слоги, называют согласные на одном дыхании.

Еще один прием  - «жужжащее» чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух,  вполголоса, каждый со своей скоростью.  Эффективность данного упражнения превосходит обычное чтение во много раз, хотя на него отводится не более 5 минут урока. Также используются такие виды работы, как чтение  трудных слов с  доски, с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение с инсценировкой; «игра в прятки»: один ученик читает текст с любого места, называя только номер страницы, остальные должны найти этот отрывок и  подстроиться под его чтение; «мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики должны услышать и прочитать  слово правильно.   Большую пользу также приносит хоровое чтение.

Зрительное восприятие – это упражнения, направленные на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа  и темпа чтения.  Для воспитания  у детей зоркости к буквенной стороне  можно проводить тренировочные упражнения,  начиная с буквенного периода . Например, «какая буква лишняя?», «какой слог лишний?», «что общего в словах?», «чем слова различаются?». После достаточной тренировки в прочтении одного-двух слов можно перейти к прочтению более сложных  слов.

Например, «переведи слова с иностранного»:  жорм (морж), лсон (слон), ратпа (парта). В дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах.

На келыбар.

         Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш ёсн дочуки. Кляо и Асаш лизяв тьес. Асаш мойпал кенуой.

На рыбалке.

         Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Саша взяли сеть.  Саша поймал окуней.

Следующий вид работы: текст, где все слова написаны слитно.

Технология проведения зрительных диктантов: на доске пишут несколько предложений и закрывают листом бумаги. Затем лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в  течение определенного времени читают его про себя. Затем учитель закрывает предложение и предлагает записать его в тетрадях.

После этого подобная работа проводится со следующими предложениями.

Начиная с 1 класса  можно работать в  тетрадях по чтению, где учащиеся будут выполнять творческие задания по изученным произведениям.  В 1 классе выполняется штриховка, схемы предложений, дети печатают слова. 

Во 2-4 классах в этих тетрадях проводятся тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко.

При такой ежедневной работе  развивается оперативная  память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее и качественнее.

 

Joomla SEF URLs by Artio