Технологическая карта урока во 2 классе. УМК «Школа России»

С.В.Михалков «Сила воли»

Мякотина Елена Германовна,
учитель начальной школы ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 класс

УМК

«Школа России»

Тема урока

С.В.Михалков «Сила воли»

Тип урока

Решение частных задач

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления со стихотворением С. Михалкова  и  формирования понятия «сила воли»; создать условия для развития речи, способствовать развитию внимания к слову, ассоциативного мышления, творческих задач.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты

Предметные

Научатсячитать выразительно, отражая настроение стихотворения; делить текст на части, озаглавливать их;

получат возможность научиться: определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Личностные результаты

Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Универсальные учебные действия (метопредметные)

Регулятивные:понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале; формулируют и удерживают одну задачу.

Познавательные:используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Коммуникативные: высказывают свое мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Основное содержание темы, понятия, термины

Сила воли, откровенное признание, трусость, храбрость, откровенное признание

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

 

Деятельность учителя

 

 

Деятельность учащихся

 

Формы организации взаимодействия на уроке

 

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

 

 

Промежуточный контроль

 

 

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка  учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудование; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

 

Окружают на тайны.

Их трудно открыть.

И ответ нам не просто дается.

Рассуждать и читать,

И загадки решать

Нам сегодня с тобою придется.

Слушают учителя принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстникми.

Личностные:имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Устные ответы, наблюдения учителя.

II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания.

2.Речевая разминка

С Михалков «Мой секрет»

-Прочитайте выразительно.

 

Я – такая же, как все,

И во мне всегда везде

Спорят шумные, смешные

Человечки озорные:

 Злючка ссорится с Добрушкой,

Капризулька с Хохотушкой,

Зазнавалка с Помогалкой,

Где-то там сидит Боялка.

 То Старалка, то Ленючка

Уведут меня под ручку,

А потом, я знаю четко:
Прибежит Наоборотка,

 Все вверх дном перевернет,

Скажет правду и соврет.

Помогите мне решить,

С кем дружить и не дружить?

 

-Какой из этих человечков, по вашему мнению, самый положительный?

 

Выразительно читают стихотворение

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять позновательную и личностную рефлексию; принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка темы, цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

-Сергей Михалков посвящал  вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали так же. Нас ждет откровенное признание.

 –Что значит «откровенное признание»?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Коммуникативные:могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

Прогнозирование темы урока

IV. Работа по теме урока

Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Сила воли» учителем (использование CDк уроку)

-Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх?

-Почему?

-Как иначе можно поступить, чтоб не бояться?

-Почему автор решил не выключать свет, а побороть сой страх силой воли?

-А как вы поступили бы на месте героя стихотворения?

 

Отвечают на вопросы.

Чтение труднопроизносимых слов  

От-кро-вен-но (шепотом, по слогам) откровенно (хором, целым словом)

За-на-ве-ше-но (шепотом, по слогам) занавешено (хором, целым словом)

 

Фронтальная

Личностные: высказывают свое отношение к героям,

 

физкультминутка

 

-Если не согласны с утверждением – встать, если согласны –сесть.

 

- Много дел. С чего начать мне

Все никак я не решу,

И поэтому я лучше

На диване полежу!

- Если встречу на дороге

Я бездомного щенка,

Не обижу, а скорее

Накормлю и обогрею.

 

- Если вкусную конфету

Мне подарит кто-то где-то,

Тут же я уединюсь

И ни с кем не поделюсь.

- Чтоб здоровым было тело,

Лень отброшу и за дело!

Буду спортом заниматься:

Бегать, прыгать, обливаться! 

 

Выполняют упражнения

 

 

 

 

 

 

встают

 

 

садятся

 

встают

 

 

 

садятся

 

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу

Выполнение движений

V.Закрепление знаний и способов действий

1. Работа с иллюстрацией.

 

2. Чтение учащимися стихотворения по цепочке. Задание перед чтением:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Выборочное (выразительное) чтение

 

 

4.Групповая работа. 

- Что изобразил художник?

- Какое выражение лица у героя?  Почему?

 -Какое плохое качество поборол в себе герой? (трусость) 

(после чтения дети отвечают на вопрос)

 

Работа над выразительностью речи (стоя)

 Чтение предложения Я чувства этого боюсь.

 - О каком чувстве говорит автор? (страх)

- Будем читать, делая логическое ударение на разных словах.

- Как меняется смысл?

 

Упражнение «Прыжок»

 

                         лежу,

               лежу,          Глаза

И я лежу,                            закрытыми

                                                                держу…

- Где в этом предложении можно сделать паузу?

 

Найдите отрывок, где герой:

- начинает испытывать страх;

- борется со страхом;

- поборол страх.

 

Выбрать качества, которые должны быть у человека.

- смелость и трусость;

- лень и трудолюбие;

- сила воли и трусость) Заполнение кластера  (положительные качества – ближе к человеку, отрицательные – дальше)

 -Выбрать верное утверждение:

-Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.

-Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.

 

Чтение вслух утверждения. Показываем на кластере, что сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.

 

 

 

Отвечают на вопросы. Выполняют задание.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:смысловое чтение; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные:осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:формулируют и аргументируют свое мнение

 

Устные ответы

VI.Рефлексия. Итог урока.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Продолжите предложение:

-Стихотворение Михалкова меня научило…..

Сила воли – это ……

-Человеческие недостатки – это……

Составление синквейна

Кто? 

 Какой?

 

Что делает?

 

Основная мысль.

 

Вывод.

- Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»

- Что бы еще добавили к нашему определению? Что считаете лишним? (вносятся изменения в ассоциативный ряд, записанный на доске)

 

Чтение определения «сила воли»

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Человек

 Смелый, трудолюбивый

 Не боится, трудится, работает. Воспитание силы воли

 Сильный характер

 

 

 

 

 

 

Сила воли — черта характера человека,в зависимости от уровня которой человек может управлять своей психикой, поступками.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:ориентируются в системе знаний

Регулятивные:оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные:проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Устные ответы

VII.Домашнее задание.

 

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие  записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Чтение с остановками стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

 

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

 

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь –

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!»

 

- Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?

 

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец!

 

- Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?

 

А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно,

И до утра при свете спать…

 

Но так же можно трусом стать!

 

- Почему автор решил не выключать свет, а побороть свой страх силой воли?

- А как вы боретесь с тем, чтоб не бояться темноты?

 

 

Разминка (для глаз, дыхательная, речевая, физическая)

Закроем глаза – и вокруг темнота…

Вот небо, вот звезды, луна… Красота!

Вдохнем и задержим дыхание,

Услышим деревьев шептание,

И выдохнем медленно очень…

Все спят, всем спокойной ночи…

Но утро! Откройте скорее глаза,

На улице шум и детей голоса.

Скажите мне радостно: «Утро!» (дети: «Утро!»)

И как же не хочется утром вставать,

Чуть-чуть, хоть немножко еще полежать.

Скажите мне нехотя: «Утро…» (дети: «Утро..»)

Но надо идти и не надо робеть,

Сегодня нам многое нужно успеть!

Joomla SEF URLs by Artio