Роль чтения в воспитании личности

Резанова светланга Вячеславовна

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “ приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.

По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова. “ Технике восприятия нужно учить ”, считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности.

Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно, потому что, на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.

М.С. Соловейчик утверждает, что способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте. Продолжая мысль М.С. Соловейчик, О.И. Никифорова пишет, что при дефектном механизме восприятия читатели и из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг. Поэтому М.С. Соловейчик, соглашаясь с А.А. Леонтьевым, говорит о необходимости учить детей “обдумывающему“ восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. О важности обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа произведения, который должен быть совместным (учителя и ученика) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения.

Детское чтение как духовный ре­сурс России ставится ныне в один ряд с важнейшими государственными за­дачами обеспечения безопасности России, сохранения и развития нацио­нальной культуры. Ни у кого уже нет сомнения, что положение с детским чтением надо менять безотлагательно. Эта задача может быть решена кол­лективными усилиями разных соци­альных институтов, в том числе семьи, библиотеки, детского сада, средств массовой информации. Но все же пер­вое место здесь принадлежит шко­ле, и, прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать как навыки чтения, так и отношение к этому роду духовной деятельности.

Формирование функционально грамотных людей - одна из важ­нейших задач современной школы. Основы функциональной грамот­ности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обу­чение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать ху­дожественную литературу, подготовить к ее систематическому изуче­нию в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель  - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техни­кой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий кни­ги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-  формирование и совершенствование  техники чтения и приемов понимания текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное разви­тие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

- введение детей через литературу в мир человеческих отноше­ний, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

-  приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима­нию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое оз­накомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

-  развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей;

- формирование умения работать с учебной и детской книгой;

- формирование умения работать с текстом.

Ребенок, любящий книгу, никогда не вырастет плохим человеком. А детские недостатки – это наши «взрослые»  упущения. Творческому чтению, как и творчеству в отношениях, должны научить их мы. Чтение – это не только получение информации. Это еще и постоянная духовно-нравственная работа над собой.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio