Речевое развитие младших школьников

Тягур Светлана Ивановна,
учитель начальных классов  ГБОУ школа 471
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

«Речь слагается из трех элементов:
из самого оратора,
из предмета, о котором он говорит,
из лица, к которому он обращается»

Аристотель

      Языковое образование и речевое развитие школьников – одна из основных проблем современной начальной школы. Образная, яркая, правильно построенная речь – показатель интеллектуального уровня ребёнка.

      Теоретик словесности А. Филонов писал: «Слово имеет три стороны: слово есть выражение мысли (сторона внутренняя), слово есть звук или ряд звуков (сторона внешняя), слово есть образ предмета (сторона художественная). Со стороны внутренней требуется, чтобы слово было полнейшим выражение мысли, а чтобы слово выражало мысль, для этого нужна речь правильная, речь ясная, речь чистая, речь точная.»

      Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок». Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи.

Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, лексики и синтаксиса. Как свидетельствуют данные, полученные в процессе изучения широкой практики, наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку и самым уязвимым местом уроков русского языка является работа по развитию связной устной и письменной речи учащихся. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по русскому языку в начальных классах. Также как объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

         Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний на этапе подготовки к письменным творческим работам. Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними. Л.С.Выготский характеризует письменную речь как речь – монолог: «Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная». Письменная форма речи наиболее трудная для учащихся. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи как более нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли, точность в употреблении слов, конструкций (предложений), выразительных средств языка и т.п.

 Знакомство со стилевым расслоением речи начинается с 1 класса. Это такие контрастные стили: разговорный и книжный: научный, деловой, публицистический, художественный.

Разговорный стиль

1. Сфера применения: используется в непринужденных беседах, обычно со знакомыми людьми, в дружеских письмах, посланиях, при организации игры, дружной работы.

2. Задачи речи: общение, разговор – поделиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями.

3. Стилевые черты: непринужденность, свобода в выборе слов и предложений, эмоциональность.

4. Языковые средства:

- разговорные, непринужденные слова: вымахал (вырос), электричка (электропоезд) и др.

- эмоционально-оценочные слова:

а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом (березка, серенький, ключик); б) с суффиксами неполного качества –оват- (-еват-) (сладковатый);

-глаголы совершенного вида а приставкой за- со значением начала действия («запел» вместо «начал петь»);

- предложения, различные по цели высказывания: вопросительные и побудительные;

-восклицательные предложения;

- обращения; прямая речь.

5. Речевые жанры: разговор (непосредственный, телефонный), беседа (дружеская, деловая), рассказ, считалка.

         Для разговорного стиля характерно оперирование не столько понятиями, сколько представлениями. С этим связаны особенности отбора слов, предметы обозначаются неточно, расплывчато, приблизительно. Отсюда обилие местоименных слов: «Ни о чем таком мы не говорили!», «Он такой грустный сегодня!», «Эти выберем, а потом другие!»; «всезначащих» слов, а также слов, употребленных в переносном значении: «Хорошая вещь – весна!», «Эту бумажку возьми!» в смысле «документ». Непринужденный характер общения в разговорном стиле приводит к преобладанию «простых», разговорных слов. Для разговорного стиля используется чаще всего устная форма речи.

Научный стиль

Мысль в учебно-научной речи должна быть передана с максимальной точностью, однозначностью. Для учебно-научного стиля, где изложение мыслей ведется в форме четкого построения рассуждения, объяснения, доказательства, использование образных средств сведено к минимуму.

1. Сфера применения: используется в научных трудах и выступлениях на научные темы (лекциях, докладах), в учебниках, в словарях, в технике, в ответах учащихся по разным предметам.

2. Задачи речи: сообщение точных научных сведений, существенных признаком предмета, объяснение причин явлений.

3. Стилевые черты:

- обобщенно-отвлеченные высказывания (говорится, например, о березе как о породе дерева);

- подчеркнутая логичность;

- доказательность.

4. Языковые средства:

- Слова нейтральные и книжные с обобщенным и отвлеченным значением: животное , растение, скорость, движение и др.

- научные термины: суффикс, прилагательное, функция, коэффициент, элемент.

- глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного0 действия: «рыбы дышат жабрами»;

- распространенные повествовательные предложения.

- сказуемое часто выражено существительным или прилагательным.

5. Основные речевые жанры: аннотация, устный ответ, объяснение (товарищу), инструкция (совет, как что-то сделать), реферат, статья, резюме.

С задачей речи – точностью - связано употребление терминов. Под научным термином обычно понимается слово, устойчивое сочетание, которое выражает научное понятие. Термин, как правило, однозначен, стилистически нейтрален, системен. Термины – это условный знак науки. В словарях термины не толкуются, а определяются.

Художественный стиль

Художественная речь рассматривается как оценка окружающего мира и выражение отношения к нему. Рифма, ритм – отличительные особенности художественной речи. Еще до прихода в школу дети различают стихотворный и прозаический художественный текст. Это позволяет уже в первом классе познакомить учащихся с особенностями стихотворной речи как разновидности художественной. Стихотворная речь формируется по своим законам. Это касается не только интонационно-ритмической стороны и использования переносно-образных средств, но и композиции текста. Ритмичность, повторность является основой стихотворной речи. Повторы различных типов - грамматические, морфологические и др. Другая особенность – рифма.  Художник мыслит образами. М.Е.Салтыков-Щедрин назвал творчество писателя воплощением мысли в образах. Эти образы вызывают в сознании читателя ассоциации, представления, что обусловливает появление чувств, переживаний.

1.     Сфера применения: используется в художественных произведениях.

2.    Задачи речи: нарисовать живую картину, передать читателю чувства (эмоции), которые использует автор; воздействовать на чувства читателей (слушателей).

3.    Стилевые черты: конкретность (описывается именно эта береза, а не береза вообще), образность, выразительность, эмоциональность.

4.    Языковые средства:

- конкретные слова (не птицы, а грачи, скворцы и т.д., не сказал, а напомнил, предупредил и т.д.

- выразительные средства, создающие художественный образ (использование эпитетов, метафор, сравнений);

- слова в переносном значении: «море огней», «спит земля» и др.

- эмоционально окрашенные слова;

- глаголы настоящего времени вместо прошедшего («ходил я за грибами, вдруг вижу…»);

- предложения разные по цели высказывания и по интонации;

- предложения с однородными членами.

5. Основные речевые жанры: загадка, лирическая зарисовка, сказка, веселый рассказ, стихотворение, сценарий, повесть.

Официально-деловой стиль

         1. Сфера применения: в различных документах, деловые бумаги (справки, расписки, указы, приказы и т.д.).

         2. Задачи речи: точная передача деловой информации практического характера; инструктировать, давать указания.

         3. Стилевые черты: строгость, бесстрастность.

         4. Языковые средства: слова нейтральные, книжные с обобщенным и отвлеченным значением; стандартные выражения.

         5. Речевые жанры: заявление, расписка, объявление, отчет, автобиография, выписка из протокола, доверенность.

Публицистический стиль

Знакомство с общественно значимой речью (радио, газет, телевидения) осуществляется в 4 классе. Публицистический стиль речи – функциональная разновидность, которая используется в газетах, общественно-политических и литературно-художественных журналах, в публицистических выступлениях, в средствах массовой коммуникации, т.е. это речевая система, специально приспособленная для оптимального общения в общественно-политической сфере человека.

1. Сфера применения: используется в газетах, журналах, в выступлениях на митингах и собраниях.

         2. Задачи речи: воздействие на массы, убедить их, сформировать  у людей правильное отношение к жизни и конкретным делам.

         3. Стилевые черты: страстность, призывность.

         4. Языковые средства:

- предложения побудительные, восклицательные;

- риторические вопросы;

- распространенные обращения;

- повторы;

- общественно-политическая лексика и фразеология.

         5. Основные речевые жанры: заметка, репортаж, статья, отзыв, интервью, очерк, письмо в редакцию.

      Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи – составная часть содержания курса русского языка. Это то звено, которое связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в один учебный предмет – русский язык.

      Учителю начальных классов следует помнить, что формирование и развитие речи учащихся является обязательным компонентом всех уроков русского языка и литературного чтения, так как взаимосвязанное обучение языку и речи – основа формирования речевой и мыслительной деятельности школьников, их общеучебных умений и навыков.

 

Литература.

1.     Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996.

2.     Ефросинина Л.А. Литературное чтение. – М.: Вентана-Граф, 2004.

3.     Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. – М.: Педагогика, 1980.

4.     Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.

5.     Михеева Т.Б., Пичкунова О.В. Уроки развития речи в 3 классе. – М.: Русское слово, 2005.

6.     Негнивицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

7.     Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. – СПб, 2008.

Joomla SEF URLs by Artio