Развитие выразительности чтения у младших школьников в процессе работы
с художественным текстом

Коропузикова Елена Юрьевна,
учитель ГБОУ СОШ №339
Невского района Санкт-Петербурга

Вопросы развития звучащей речи и выразительности чтения принадлежат к числу актуальных проблем.

Выразительное чтение - это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в образное и идейное содержание художественного произведения.

Оно обеспечивает вдумчивое и эмоциональное восприятие произведения, усиливает его воспитательное воздействие, положительно влияет на культуру речи школьников - чистоту и правильность языка, чуткость к меткому и образному слову, к оттенкам в живой речи.

Проблеме выработки выразительного чтения уделялось много вни­мания в работах ученых: Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.П. Острогор­ского, П.Д. Боборыкина.

Над данной проблемой начали работать с XVII века. Первым систематическим пособием была книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка».

Определяющее значение в педагогике и методике 1860 г. принадле­жало К.Д. Ушинскому. Он различает два вида выразительного чтения: одно - исключительно посвященное логическому развитию, другое - чтению плавному и изящному.

В этот же период обогатили методику и содействовали внедрению выразительного чтения художественного текста в школьную практику В.П. Шереметевский, В.П. Острогорский, Д.Д. Коровяков.

Большое значение для выработки выразительного чтения имеет художественный текст. По данной проблеме работали М.А. Рыбникова, И .Я. Блинов, Сентюрина, а также передовые учителя-практики Л.А. Аб- салямова, А.Н. Татаринцева, Е.В. Аксенова, Н.Б. Троицкая. Следует от­метить, что разработана и технология обучения выразительному чтению (работы JI.A. Павловой, Т.Ф. Завадской, Н.А. Щербаковой).

Однако в практике учителей, в частности начальных классов, в основном уделяется внимание отработке беглости чтения, в лучшем случае выразительному чтению стихов.

Поэтому целью исследования явилось научить детей выразительному чтению в процессе работы с художественным текстом. Наверное, поэтому:

1. учителя слабо владеют технологией выразительного чтения;

2. не знают показателей;

3. в литературе недостаточно разработаны упражнения по выработ­ке у учащихся выразительного чтения художественного текста в соответ­ствии с показателями выразительности.

Поэтому учителя испытывают трудности в работе по развитию у учащихся выразительного чтения художественного текста.

В своем исследовании мы обратили внимание на разработку системы упражнений по развитию у школьников выразительного чтения художественного текста. Целенаправленно осуществляли оптимальный выбор методов и приемов в отработке каждого показателя выразительности.

На основе анализа литературы мы выделили следующие показатели выразительности чтения:

üинтонация;

üлогическое ударение;

üсоблюдение пауз;

üтемп и ритм;

üдикция.

Затем провели педагогический эксперимент в двух классах. В самом начале мы сделали контрольный срез (дети должны были выразительно прочитать текст В. Бианки «Птичьи сутки»).

Исследование показало, что выразительность чтения как в контрольном, так и в экспериментальном классах имеет средний уровень по показателям.

Контрольный 2 «А» класс:

низкий уровень - 9 человек; средний уровень - 9 человек; высокий уровень - 2 человека; что составило 46 %.

Экспериментальный 2 «Б» кчасс: низкий уровень - 8 человек; средний уровень - 9 человек; высокий уровень - 3 человека; что составило 47 %.

Затем мы выявили типичные ошибки, которые мешают выразитель­ному чтению. С учетом последних, нами была отработана следующая система упражнений.

1. Вычисление компонентов интонации (указать паузу, логическое ударение, темп).

2.  Различение высоты речевого звука.

3.  Различение силы звучания голоса.

4.  Различение темпа.

5.  Произнесение предложения или текста в заданном темпе, с определенной силой звучания голоса, с заданной окраской.

6.  Самостоятельное нахождение нужной интонации в соответствии с содержанием предложения или целого текста.

7.  Нестандартные упражнения.

Выбор видов упражнений зависит от работы по программе, от материала, цели урока, предыдущей подготовки детей и многих других условий. Выполнение этих упражнений потребовало введение нескольких приемов для целенаправленной отработки выразительности чтения по каждому его показателю.

1.  Чтение в темпе скороговорки.

Этот прием предназначен для развития артикуляционного аппарата (при повышенных требованиях к четкости прочтения слов).

2.  Работа над диалогом.

3.  Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

4.  Работа над описанием.

5.  Игровые приемы.

У детей имеется тетрадь достижений (портфолио), в которой они фиксируют свои результаты. Страницы портфолио постоянно на контро­ле учителя и родителей.

Затем проводилось многократное чтение художественного текста для отработки умения выразительного чтения художественного текста. После включения таких упражнений и приемов по выработке выразительного чтения были получены следующие результаты: дети стали делать меньше ошибок на постановку пауз, словесных ударений, нарушение интонации. Нами было продумано выполнение творческих домашних заданий и про­верки их на уроке.

1.  Определить в тексте действующие лица, эмоциональные паузы.

2.  Словесная иллюстрация текста (выбирается один понравившийся герой, ребенок выступает от его имени).

3.  Составление сценария к диафильму и озвучивание его (выразительное чтение, подборка из текста надписи к кадрам).

Это задание используем для контрольной работы. Учитель пишет на доске предложение, заранее исказив его. Дети отыскивают его в тексте и правильно выразительно зачитывают.

Лиса. Патрикеевна.

Кума хорошо приодета: пушистая шерсть, золотая, жилеточка на груди, белый галстучек на шее.

Правильный вариант: Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Для проверки результативности нашей работы мы дали учащимся и контрольного, и экспериментального класса прочитать незнакомый текст Е. Чарушина «Звуки природы», провели сравнение по показателям выразительности чтения. Мы увидели, что в контрольном классе детей с высоким уровнем стало 2 чел., со средним уровнем - 12 чел., с низким - 6 чел.

В экспериментальном классе с высоким уровнем - 13 чел., со сред­ним уровнем - 5 чел., с низким уровнем - 2 чел.

В процентном соотношении уровень в экспериментальном классе возрос до 85 %.

Можно сделать следующие выводы: как в контрольном, так и в экспериментальном классах наблюдается улучшение результатов. Однако в экспериментальном классе разница с первоначальными данными намного значительнее. Особенно выросли (до 90 %) показатели интонации, уда­рения, и соблюдения пауз.

Дети экспериментального класса постоянно участвуют в конкурсе лучших чтецов и занимают призовые места в районном, и в городском масштабе не только по своему возрасту, но и среди детей старшего возраста.

Итак, целенаправленная работа по развитию каждого показателя выразительности чтения в результате применения системы упражнений способствует выработке у учащихся выразительного чтения художест­венного текста.

Joomla SEF URLs by Artio