Работа над выразительностью чтения в начальных классах

Малышева Надежда Игоревна, учитель начальных классов.

ГБОУ школа 489 Московского района г. Санкт-Петербурга

 

Одна из основных задач начальной школы – научить детей правильно, бегло, выразительно читать, так как чтение играет огромную роль в обучении и развитии человека. Следовательно,  необходимо из класса в класс проводить целенаправленную работу над совершенствованием этого навыка.

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:

А) технику чтения

Б) понимание текста

Эти два компонента тесно взаимосвязаны. Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается.

Для выразительного прочтения текста необходимо, чтобы читающий увлекся произведением, полюбил и понял его.

Работа над выразительным чтением проходит в несколько этапов.

Первый этап – это подготовка к восприятию произведения. На этом этапе подготовка учителя играет большую роль. Прежде, чем приступить к чтению, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте.

Вторым этапом является первичное знакомство с произведением. В школе обычно произведение читает учитель. «Первые впечатления девственно свежи,- говорит К.С. Станиславский.- Они являются лучшими возбудителями артистического увлечения и восторга, которые имеют большое значение в творческом процессе». Станиславский называет первые впечатления «семенами». Важно преподнести текст так, чтобы младшие школьники проникли в суть произведения и прочувствовали его.

Третий этап - анализ, разбор произведения. Мы вдумываемся в произведение, чтобы лучше его исполнить. Ведь выразительное чтение прежде всего должно быть сознательным.

 Последовательность этапов очень важна. Она позволяет доступно, быстро и правильно освоить произведение.

Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей.

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя выше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.

Joomla SEF URLs by Artio