УМК «ПНШ». Технологическая карта

Обучения грамоте и чтению

Адулас Наталья Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ средней школы №10
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Раздел учебника:4-й раздел. Изучение букв, обозначающих парные по звонкости – глухости согласные звуки

Тема: Звук[ш], буквы Ш, ш

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся направленную на изучение звука [ш], буквы Ш, ш

Цель: познакомить учащихся с глухим твёрдым звуком [ш] и буквами, обозначающими этот звук

Задачи на урок:

- уметь читать предложение как относительно законченные по смыслу структурные единиц;

-учить воспроизводить слова вслух на основе его звуковой модели;

- воспитывать культуру учебного труда;

- формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;

- развивать речь (оформляем свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного;

- учить добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

проявлять:

- самооценку на основе критериев

успешной деятельности;

- осознание успешности при изучении темы;

- познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

- регулятивные:

- определять и формулировать  цель урока на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

- коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

- определять согласный глухой твёрдый звук [ш] в словах;

- обозначать его буквами Ш и ш;

- давать характеристику звуку, обозначаемому буквами Ш и ш

- чтение слогов/слов/текстов

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Основные понятия

русский язык,

окружающий мир,

литературное чтение

 

Информационный материал:

учебник «Азбука» 4 класс

Демонстрационный материал:

таблица: «Пищеварительная система»

Интерактивный материал:

карточки с учебными заданиями

фронтальная - Ф

индивидуальная – И

групповая - Г

 

звук

 

Технология изучения темы

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.  Организационный

 момент

Организационный

момент

Приветствие учащихся,

эмоциональный настрой

на урок

Приветствие учителя,

 проверка готовности,

настраиваются на урок, проговаривают правила поведения на уроке

Регулятивные:самоорганизация;

коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

договариваться с одноклассниками

2.  Мотивация к учебной деятельности

Фронтальная работанад произношением звука

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: произнесите, как шипит змея? Как шипит гусь?

Выполним упражнение «Насос»

Накачаем колесо: Ш –Ш – Ш (произношение отрывистое).

Колесо проткнули и воздух выходит: ШШ…шш (произношение плавное с переходом на шёпот)

Выполняют задание

Познавательные:

уметь слышать, произносить и определять звуки в словах

3.  Актуализация знаний

1. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с учебником, выделение звука

1.Постановка проблемного вопроса.

Шурик и Шура спорили. Шура говорит, что мы изучали букву, которой обозначается звук [ш], а Шурик говорит, что такой буквы мы ещё не проходили. Кто прав из мальчиков?

Поможем ребятам?

 

2. Откройте учебник на странице, где мы сегодня будем работать. Рассмотрите первую картинку, произнесите слово. Как это надо сделать? Теперь работаем со второй картинкой (одноуровневые модели)

1. Учащиеся предлагают свои версии, но в итоге получается, что такую букву мы ещё не изучали. Отвечают на вопрос с опорой на имеющиеся знания, корректируют ответы других учеников

 

 

 

 

2. Работают по стр. 82 Азбуки: называют предмет, произносят, выделяя первый звук

Личностные: появление интереса к теме;

- проявление желания помочь ребятам;

коммуникативные:умение строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

4.  Определение темы, целей и задач урока

Учитель записывает (вывешивает) на доске тему урока и схематично план для работы

Задание: посмотрите на страницу Азбуки и определите тему урока  и задачи.

 

Определяют тему: согласный, твёрдый, глухой звук [ш] и буква его обозначающая.

Еще нам надо читать слоги, слова с этими буквами и рассказ «Жадина» С.Я. Маршака

Регулятивные:

целеполагание (уметь определять цель деятельности на уроке)

5.  Изучение нового учебного материала:

 

 

 

 

1)сообщение новых знаний

Сообщение новых знаний,

конструирование новой большой и маленькой буквы.

Фронтальная проверка: учитель ходи по классу, поправляя модели и спрашивая, какую букву ты сконструировал, какой звук она обозначает

Согласный твёрдый глухой звук [ш] обозначается буквой «ша».

Достаньте элементы букв и сконструируйте букву «ша».

 

Поизносят хором за учителем, конструируют букву, называют, дают характеристику звуку

Умение слушать и воспроизводить услышанное

2) выявление места и причины затруднений

Беседа:«Нет плохой погоды, есть плохая одежда». Работа с ЭОР

Индивидуальная работа, двое учащихся  - у доски.

Выберите ту одежду, в названии  которой мы слышим звук [ш] Организует работу со словами: рубашка, шорты.

Составьте звуковые модели и понаблюдайте за звуком [ш], чем похожи и чем отличаются схемы

Участвуют в беседе;

выполняют анализ  слов шорты и рубашка

 

Звуки произношу в разных местах в словах, но характеристика одинаковая

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

познавательные:

умение на основе анализа делать выводы 

3)Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группе

Чтение слогов с новыми звуками под моделями

Задание: обсудите в группе вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новым звукам и буквам?»

Проверьте свои наблюдения. Задайте вопросы, на которые знаете ответы, обсудите ответы

Выполняют учебные действия, обсуждают

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других;

познавательные:

использовать общие приёмы и освоенные закономерности для решения задач

6.       Динамическая пауза

Упражнения на растягивание позвоночника, повороты и наклоны головы, туловища; гимнастика для глаз

 

 

здоровьесбережение

7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Работа в паре.Чтение столбиков слогов и слов с новыми звуками (стр. 83; ч. 2, стр.19)

Предлагает задание

Читают в парах друг другу поочереди

Познавательные: умение применять правила;

регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценивания;

коммуникативные:

умение работать в паре

8. Самостоятельное творческое исполнение сформированных умений и навыков

1. Работа в паре с текстом «Жадина»

Задание 1: распределите роли с соседом по парте, кто будет Гришей. А кто – его соседом. Каждый найдите свои слова. Определите, какой тон в каждом ответе Гриши и в каждой просьбе его соседа 

Выполняют задания

 Личностные:

формировать ценностные отношения друг к другу

9. Динамическая пауза

Игра «Если нравится тебе, то делай так…»

 

 

здоровьесборежение

10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных  ЗУН

Работа в парах: Игра «Узнай слово» стр. 83

Объясняет правила игры: на розовом фоне (выбор из пары слов нас - наш) и на голубом фоне (выбор из слов, входящих в разные пары слов на 1 строке: мушка - шутка)

Выполняют задание

Регулятивные:

умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности;

оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников проводить необходимую коррекцию;

коммуникативные:

умение работать в паре

11.       Рефлексия

Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение целеё и результатов, степени их соответствия

Закончите предложения:

на самоанализ:

- мне важно знать о звуке [ш]…

- я узнал, что …

на самооценку: 

я доволен (не очень/не/очень) собой, потому что смог(ла)/не смог (ла)

Соотносят полученный результат с поставленными в начале урока задачами, оценивают результат учебной деятельности 

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели   

 

 

 

  

 

Joomla SEF URLs by Artio