Урок обучения грамоте в 1 классе

Урок - открытие новых звуков

Егорова Татьяна Владимировна

Цель:

открытие детьми новых звуков и обозначение их буквой.

Задачи

образовательная:

дать характеристику новым звукам (д), (д’)

развивающая:

вырабатывать технику чтения слов с новой буквой,

развивать речь, память, мышление

воспитывающая:

воспитывать нравственные качества личности (доброты, отзывчивости, трудолюбия)

 

План-конспект урока.

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

-Сегодня у нас необычный урок, вы откроете новые звуки и обозначите их буквой.                                                          А также вы будете читать, думать, рассуждать.

 

Подготовка к работе.

-Выполним зарядку для язычка, повторяйте за мной чистоговорку:

Ши-ши-ши- мы уже не малыши,                                                                                                                                           Шли-шли-шли- заниматься мы пришли,                                                                                                                               Шо-шо-шо-я читаю хорошо,                                                                                                                                                                        Ать-ать-ать-получу отметку пять!

-Поем песенку гласных:

А -а, о-о, а---о----о,                                                                                                                                                                             и -и, ы-и, ы---, и----,                                                                                                                                                                            у-у, э-у, ы---,  у----,

А? Да? О! Нет? Нет.                                                                                                                                                                                   Ну и ну! Да? Да!

-Выполним зарядку для глаз:

-Хлопаем глазками как куклы (1,2,3,4,5), выпучили глазки как рыбки,                                                                                         -Хлопаем глазками (1,2,3,4,5) – зажмурили глазки.                                                                                                                        -Рисуем большим пальцем 2 восьмёрочки, следим глазками за движением пальца.                                                                                                -Посмотрели на окно, на ладошку, на меня.

 

-А  теперь зарядка для ума:

-Приведите примеры имён собственных. Как пишутся имена собственные?                                                                                       -Назовите многозначные слова. Почему они так называются?                                                                                              -Назовите одушевленные предметы. Какие слова мы называем одушевленными?                                                   -Назовите слово, начинающееся с гласного звука. Какие звуки гласные?                                                                                          -Слово из одного слога, из 3 слогов? Как мы определяем количество слогов?

 

2.  Развитие речи.

-Хорошо поработали. Смотрим на экран и внимательно слушаем.

Есть просто храм,                                                                                                                                                                                       есть храм науки,                                                                                                                                                                                                          а есть еще природы храм,                                                                                                                                                                                        с ветвями, тянущими руки                                                                                                                                                              навстречу солнцу и ветрам.

-Ребята, а что люди называют храмом природы? Есть ли в нашем городе парки? Как они называются?

-Итак, представьте, что мы с вами попадаем в чудесный парк, наполненный звуками. А какие звуки мы услышим в осеннем парке?                                                                                                                                                                                                 -Зачем люди ходят в парк? Составьте предложения по схеме.                                                                                                              -О каких правилах в храме природы никогда нельзя забывать? Молодцы! Какие вы добрые дети.

3. Открытие новых звуков.

-А теперь отгадаем загадку:

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос.                                                                                                                                                           Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.                                                                                                                                    Я кормлю свиней и белок. Ничего что плод мой мелок!

-О каком дереве идет речь? Произнесем хором слово дуб.                                                                                                  -Какой первый звук в слове? Какой он гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой? (сравните со звуком [т]). Твердый или мягкий?

-Отгадываем дальше:

Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной,                                                                                                        На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит.

Скажите хором - это.…                                                                                                                                                                -Произнесем хором слово дятел. Какой первый звук в слове? Какой он гласный или согласный?  Звонкий или глухой?  Твердый или мягкий?

-Дайте характеристику новым звукам.

Звук (д) – согласный, звонкий, твердый.                                                                                           А звук (д’)– согласный, звонкий, мягкий.

 

Физминутка. («Дождик»)

-Делу время, а потехе час. Поиграем в интересную игру.

 

«Узнай звук». -Если вы услышите звуки (д) и (д’)- хлопните в ладоши. Если этих звуков в словах нет - спрячьте руки под парту.

(Дюймовочка, Герда, Крокодил Гена, Сеньор помидор, Василиса Премудрая, Гуси лебеди, Доктор Айболит, Черепаха Тортила)

Следующая игра:

«Определите в названии каких картинок есть звуки (д) и ( д’)».

-Если эти звуки есть - поднимите руки вверх, если нет - положите на коленочки.

(Тигр, крокодил, дикобраз, медведи, лев, лошади, жираф, верблюды).

 

4. Первичное закрепление.

-Работаем в парах. Определите,  где находится звук (д): в начале, в середине или в конце слова.

-Итак, первый вариант находит место звука и показывает пальчиком на полосочке, а второй внимательно смотрит и проверяет, если вы не согласны нужно поднять руку.

(1 в.- Андрей, Даша, Дмитрий, 2 в.- Дуся, Федор, Людмила)

 

-Играем дальше.

-Назовите слова противоположные по смыслу. А как вы думаете, с какого звука должны начинаться наши слова?

(Злой – добрый, дикий – домашний, короткий – длинный, враг – друг, город – деревня, мальчик – девочка, бабушка – дедушка).                                                                                                                                                             -Какой первый звук в слове дедушка? (Выбери кружок для обозначения звука и покажи место этого звука в слове).

-Произнесите третий звук? (Какой кружок подходит? Покажи место звука в слове).                                                                                                                                                                                               -Можем ли мы прочитать слово? А почему? (нет буквы)                                                                                             -Обозначим эти звуки буквой «Дэ». На что похожа буква? Напишем ее в воздухе, на ладошке, на спинке соседа.

 

Чтение слогов. (Паровозик, великаны, коротышки, роботы).

Продолжаем чтение.                                                                                                                                                                           (Дар, друг, добро, звезда, радуга).

Физкультминутка: («Что делать после дождика?»).

Работа по учебнику. - Молодцы, сели открыли учебники на страницу 12.                                                                                                            -Смотрим на первую картинку в красной рамочке.

-Какое слово начинается с новых звуков на верхней схеме? Какое слово с новым звуком подходит ко 2 картинке? (Дуб)                                                                                                               -Дуб, ребята, это дерево, у него может быть очень толстый ствол. Встаньте дети 3 ряда в круг,  на что похож этот круг из ребят? Такова толщина старейших дубов, которым больше  500 лет.

-Посмотрите на 2 рисунок в красной рамочке. Какое слово подходит к схеме? (Дятел)                                   -Послушайте интересные факты про дятла: дятел барабанит по дереву со скоростью 10 ударов в секунду. Пройдет одна секунда (раз) а он уже успел 10 раз стукнуть по дереву.                                                                                                                                               -У дятла самый удивительный язык. Он липкий и с крючками на конце. Крючками он подцепляет добычу и питается. Длина языка дятла больше длины тела. Проведите пальчиком по полосочке, вот такой длины может быть язык дятла.

 

Чтение слов.

-Читаем слова под картинками по рядам хором.

-Прочитайте текст самостоятельно. Послушайте моё чтение. Ответьте на вопросы полным предложением.

-О чем этот текст? Где были дети? Что они увидели около дуба? Из чего вырос маленький дубок? Как старые дубы оберегали дубок?

-К этому тексту есть задание, прочитайте его. Какой заголовок вы предложите классу?

-Поднимите руку, кто согласен?

-А теперь задание Мистера Алфавита. Задание для 1 варианта.

-Прочитайте первую загадку и отгадайте ее.

-Задание для 2 варианта. Прочитайте вторую загадку и отгадайте ее.                                                                           - В каких словах встретилась буква д? Какой звук она обозначает?

Итог:

-Ребята, а какие звуки вы сегодня открыли для себя? Охарактеризуйте звук (д) и (д’).                                            -Какой буквой они обозначаются? Что вам особенно запомнилось?

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу по следующим критериям:

Я знаю характеристику изученных звуков

 

Я умею обозначить изучаемые звуки буквами

 

Я слышу изученные звуки и определяю их место в словах

 

Я умею находить слова в предложениях, тексте с новой буквой и читать их

 

-Подойдите ко мне и встаньте у окна те дети,  которым было интересно на уроке, кто хорошо справлялся с заданиями.

 

-А с левой стороны те, кому было трудно. Пожалуйста, выходите!                                                                                                                                            -Я очень рада, что вам было интересно на уроке, спасибо за работу, ребята!

Joomla SEF URLs by Artio