Методическая разработка урока. УМК «Начальная школа XXI века»


Обобщение по разделу: «Стихи С. Есенина»

Ерохина Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 320
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Цель и задачи урока:

1)Углубить и расширить знания жизни и поэзии С. Есенина. развивать речь, мышление, память учащихся, обобщить знания учащихся по разделу «Стихи С. Есенина»;

2)познакомить детей с другими сторонами творческой жизни великого мастера;

3) развивать творческие способности (декламация, театрализация);

4) способствовать воспитанию трепетного, нежного чувства к родной Земле, к своему Отечеству, воспитывать любовь к поэзии, музыке.

 

Оборудование: презентация,  мультимедийный  проектор, компьютер, газета, рисунки, сборник стихотворений,  музыкальные произведения  •   портрет С. Есенина;

 

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!. Заучивая стихи C. Есенина наизусть, вряд ли кто из вас задумывался, а что представляет собой поэт С.Есенин. (слайд 1) Как он жил? Чем он жил?.Кого любил? Кого ненавидел? Над этими вопросами мы задумываемся гораздо позже. И основная цель нашего сегодняшнего урока состоит именно в том, чтобы понять, каким был Сергей Есенин, что такое Поэзия Есенина. Разговор о поэте, его творчестве всегда начинается с рассказа о биографии поэта. И это правильно. Очень сложно говорить о поэте, тем более о его творчестве, не зная его как человека, не зная его истоков.

 

Ученик 1.(слайд 2) Недалеко от Москвы начинается древняя рязанская земля «Страна березового ситца», так называл ее С. Есенин. В крестьянской семье, в селе Константиново, в 1895 году родился будущий поэт. С 2-х лет был отдан на воспитание деду. В 5 лет умел читать. Родители хотели видеть в сыне сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, по окончании которой должен был поступить в Московский Учительский институт. Но этого не случилось. Стихи начал писать рано, в 9 лет, но сознательное творчество появилось в 16-17 лет. Жизнь поэта протекала в нелегкие годы истории России. И вся его судьба отразилась в стихах.

 

Ученик 2 (слайд 3)

Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».

Ученик рассказывает стихотворение. «Задремали звезды золотые…»

 

Ученик 3(слайд 4): Воспевая Родину, Есенин постоянно возвращается к описанию родной природы. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе. Иначе для Есенина и не может быть: любовь к своей стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе. Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны.

 

Ученик 4.

Белая береза,

Под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой,

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза,

В сонной тишине,

И горят снежинки,

В золотом огне.

А заря, лениво,

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

 

Ученик 5: ( Слайд 5) Природа у Есенина движется, переливается всеми цветами радуги. Для него любое дерево, растение, даже обычное время суток – живые существа. «Ветер шепчет», «песок звенит», «месяц водит игру с тучами», «липы держат в зеленых лапах птичий гомон», «черемуха кудри завила», «у березки зеленая  прическа»..

 

Ученик 5 рассказывает стихотворение «Нивы сжаты…»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

 

Ученик 6. (слайд 6): С.Есенин  «Ночь»

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

 

Ученик 7: Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина,

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

 

Учитель:: Природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки его стихов. Стихотворения Есенина очень мелодичны, поэтому многие композиторы перекладывали их на музыку. Написано очень много романсов и песен на его стихи. Давайте послушаем один из них.

 

Звучит романс на стихи Есенина «Отговорила роща золотая» (слайды 7- 8).

 

Ученик 8 (слайд 9).«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Здесь, в Константинове, все было мило его сердцу. На чем бы Есенин ни добирался до отчего дома, пешком или на лошадях, он с волнением преодолевал знакомый путь.

Ученик 8 читает стихотворение  «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

 

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

 

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

 

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

 

Ученик 9 (слайд 10). Сергей Есенин, уже став известным поэтом, ни когда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Свою огромную любовь к матери он выразил в стихотворении «Письмо матери». Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и все только диву давались её творческой изобретательности. Есенин был необыкновенно нежен по отношению к своей матери, и эта нежность чувствуется в его стихах.

 

Ученица 10 читает стихотворение: «Письмо от матери».

Мать Есенина. Я получила письмо от своего Сережи, (садится, читает)

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

 

Ученик 11 (слайд 11)Безумно Есенин любил и своих сестёр: Екатерину и Александру.С Александрой он был более дружен, более нежен, наверное, это было связано с тем, что Саша была младшей из детей в семье Есениных. Ей –то он и посвящает множество своих стихотворений.

(прослушивание записи)«Я красивых таких не видел…»

 

Ученик 12: Есенин был нежным сыном, заботливым и внимательным братом. Ну и что, скажете вы, таких примеров сколько угодно. Действительно, этим мало кого удивишь. Любовь к близким тебе людям естественна. А вот похвалиться такой необыкновенной любовью к «братьям нашим меньшим» как у Есенина может не каждый.

 

Ученики читают стихотворение «Табун»:

 

Ученик 1(слайд 12) В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

 

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

 

Дрожит их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

 

Храпя в испуге на свою же тень

Зазастить гривами они ждут новый день

 

Ученик 2: (слайд 13)Весенний день звенит над конским ухом

С приветливым желаньем к первым мухам.

 

Но к вечеру уж кони над лугами

Брыкаются и хлопают ушами.

 

Все резче звон, прилипший на копытах,

То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.

 

И лишь волна потянется к звезде,

Мелькают мухи пеплом по воде.

 

Ученик 3: (слайд 14) Погасло солнце. Тихо на лужке.

Пастух играет песню на рожке.

 

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поет вихрастый гамаюн.

 

А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

 

Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о родина, сложил я песню ту.

 

Ученик 14.Когда-то  говорили, что человек в своей жизни держит пять коней: четырёх дерзких – детство, отрочество, юность, зрелость – и одного послушного – старость. У Сергея Есенина было только четыре коня, пятого – старости – ему не довелось иметь. Он пробыл на земле до обидного мало – всего три десятилетия.

 

Ученик 15 Творчество С. Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. Поэзия С.Есенина учит любить Родину, близких, все живое, ведь из этого и состоит наша жизнь. (слайд 15) В своих воспоминаниях многие литераторы писали о С. Есенине(слайд 16) такие слова. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». А. Толстой.

 

Ученик 16 «Какой чистый и какой русский поэт». М. Горький.

Ученик 17 «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читаю люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин – это вечное, как это озеро, как небо…» Н. Тихонов.

 

Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу…».

 

Учитель: (слайд 17) О творчестве С.Есенина можно говорить бесконечно, и всего все равно не расскажешь. Я хочу закончить нашу сегодняшнюю встречу такими словами:

Не ушел – такие не уходят…

Вон он, вон в осенней чаще бродит,

Чуб волнистый по ветру струя!

Без Руси ему бы стало тесно

Без людей, без луга и зари.

Не ушел –

А растворился в песнях,

Чтобы с нами быть и говорить.

 

Joomla SEF URLs by Artio