4 класс Школа- 2100

Н. Носов «Федина задача»

Грецова Елена Ивановна,
у
читель начальных классов
ГБОУ СОШ №158 Санкт-Петербурга
 
Цель урока:
  1. Расширить знания детей о творчестве Н. Носова,
  2.  познакомить детей с новымпроизведением, учить анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;
3.Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и мышление, чувство юмора;
          4. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных заданий.
Задачи:
  1. учить преобразовывать информацию из одной формы в другую:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; развивать навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения;
  1. развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группе; определять и формулировать цель деятельности на уроке; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
  2. воспитывать нравственное чувство этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
  1. мультимедийный проектор
  2. карточки с заданиями для групп
  3. произведения Н.Н.Носова для выставки книг
  4. карточки со словами пословицы
  5. словарь Ожегова
  6. карточки для самооценки
  Организационный момент -Здравствуйте, ребята!
-Урок литературного чтения. Проверьте вашу готовность к уроку.
- Нам предстоит сегодня работа в группах. Давайте повторим правила успешной работы в группе.
II.Актуализация опорных знаний. Стадия вызова.
Работа над пословицей.
-Возьмите конверт с заданием №1.
-Из слов составьте пословицу (Пословица дана группам на разрезных карточках)
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
-Как вы понимаете пословицу?
В голубой папке возьмите конверт с заданием.
Игра «Отгадай по первым буквам произведение

 
  • «Фан…»               «Фантазёры»
  • «Жив… …»         «Живая шляпа»
  • «Огу…»               «Огурцы»
  • «Миш… …»         «Мишкина каша»
  • «Ви… … в … и …»   «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Ого…»                  «Огородники»
  • «Нез… на …»        «Незнайка на Луне»
-Кто автор этих произведений?
-Вспомните, какие еще произведения Н.Носова вы знаете?
Выставка книг писателя.
III.Изучение нового материала
1)Вступительная беседа
-Прочитайте самостоятельно текст.
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.
 «… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что  они всё на свете уже постигли и им ничему  не надо  учиться».
Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет»
-Какие факты из жизни писателя вам были известны?
-Что нового для себя вы узнали?
- Каких героев из произведений Н.Носова вы помните? Рассказы Носова, какие они по характеру?»
- Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)
- Это смешно? А попавший в беду товарищ?
- Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей,  уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот  мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.
2) Объявление темы и цели урока
- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке?
Возьмите карточку с заданием№3.
- Отгадайте название рассказа.
 
 
Ачадаз анидеф («Федина задача»)
-Попробуйте определить цели и задачи нашего урока.
Тема урока выводится на экран.
3) Первичное восприятие произведения
-Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?
 
4)Словарная работа  ( работа с толковым словарем)
В тексте  вам встретятся непонятные слова,  давайте заранее познакомимся с их значением.
-Прочитайте слова, которые встретятся вам в рассказе.
Работа с толковым словарем Ожегова.
-Узнать значение этих слов вам поможет толковый словарь.
  • Рокочущим басом – низким мужским голосом
  • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
  • Борзая – быстрая
  • Титулярный советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции.
  • В море полуденном– в море в середине, в полдень.
  • Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда
-Самостоятельно прочитайте рассказ, отметьте в тексте понравившиеся смешные моменты и прочитайте их мне так, чтобы мне было смешно.
- В тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?
- С кем он разговаривает?
- Какой тип речи он использует? (монологический или диалог)
Работа в группах.
Возьмите из желтой папки задание №4 для группы. 
Ответьте на вопросы:
1.Вам понравился рассказ? Какой он?
2.Кто главный герой, чем он занимался?
      3.Почему автор  назвал свой рассказ «Федина задача»?
       4.Как автор относится к своему герою?
       5.Что автор осуждает в поведении мальчика?
       6.Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном со своими друзьями.
       7.Оправдалось ли ваше предположение?
       8.Какое настроение вызвал у вас рассказ?
 
-Создайте модель обложки произведения у доски.
Презентация выполненной обложки к книге представителями от группы.
 
-Рассмотрите иллюстрации, представленные в учебнике. Найдите в тексте отрывки, соответствующие данным иллюстрациям.
-Давайте ответим на следующие вопросы:
-Как Федя готовился к  решению задачи?
-Что бы вы посоветовали Феде?
-Как бы вы помогли Феде с задачей?
- Какие черты  характера ему необходимо развивать? Обсудите ответ на данный вопрос в группе.
-Выскажите мнение вашей группы.
На экране:
  •  Дисциплинированность
  • Целенаправленность
  • Чёткость выполнения
  • Умение преодолевать трудности
  • Ответственность
  • Трудолюбие
-Над чем заставляет задуматься   этот рассказ?
-Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?
-А сейчас я проверю, внимательно вы читали рассказ или нет.
-На карточке в группе ответьте на следующие вопросы:
- Сколько мелодий прослушал Федя?(7)
     -Сколько раз Федя приступал к решению задачи?(9)
      - Сколько раз звучало слово «колокольчик » ?(6)
-Проверим ваши ответы. Молодцы!
-Продолжаем нашу работу.
 
 
Задание для групп:
1 группа - Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.
2 группа -  Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.
           3 группа - Инсценировка понравившегося отрывка.
           4 группа - Устное рисование портрета Феди  Рыбкина
Представители от групп представляют выполненную работу.
IV.Рефлексия
-Возьмите карточку для самооценки. Оцените вашу работу на уроке:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
          я научился…
          у меня получилось …
         меня удивило…
        мне захотелось…
-Кто хочет высказать свое мнение?
-Оцените работу  группы. Назовите положительные и отрицательные моменты вашей деятельности.
V. Итог урока.
Вернёмся к теме и  цели нашего урока.
-Справились ли мы с поставленными задачами?
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Над чем задумались?
VI. Домашнее задание (выбрать по желанию)
  1. Прочитать рассказы Н.Н.Носова
  2. Нарисовать рисунки
  3. Придумать продолжение рассказа.
  4. Пересказ
  5. Попробуйте сами написать смешной рассказ  
 
VII. Организованное окончание урока.
- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
- Урок закончен.

 

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio