Методическая разработка урока по литературному чтению (1 класс)

Мама

 

Ефимова Людмила Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГОУ СОШ №571 с углубленным изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга

Цели: 1. Вызвать эмоциональное состояние по отношению к маме.

            2. Познакомить с произведениями о животных разных писателей.

            3. Раскрыть художественные особенности произведения.

            4. Развитие психических процессов.

 

Ход урока.

1. Организационный  момент.

2. Объявление темы.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о человеке, который дал нам жизнь, который спасает нас от всех невзгод. Кто жалеет нас, когда нам плохо, кто по ночам качает нас в колыбели, кто поет нам колыбельные песни (звучат колыбельные песни в исполнении родителей)

слайд №1

- О ком пойдет  речь на уроке? (о маме)

- С кем или чем можно сравнить маму?

Запишите на листочке по одному слову. (с солнышком, с жизнью)

- Какие чувства выражают все эти слова? (любовь, доброта, радость...)

слайд №2

- Всеми этими качествами обладает наша мама.

- Любите ли вы своих мам?

- А какие слова вы можете найти для своих мам? (работа с незаконченными предложениями).

слайд №3

- Закончите предложение, выразив свои чувства по отношению к маме.

Я люблю маму, а мама... По сравнению с другими, моя мама....

-Самое дорогое у человека - мама. Она нам дает жизнь, кормит нас молоком.

слайд №4

 А в живой природе кто дает жизнь детенышам? (мама-животное). Мама у  животных - животное, у которых есть детеныш.

слайд №5

- Какими качествами должна обладать мама животных?

3. Изучение нового материала.

3.1 Работа в группах.

Прочитайте рассказ, посовещайтесь и напишите, какими еще качествами должна обладать мама?

(Чтение рассказов "Воробей" И. Тургенева, "Тюпа маленький" Е. Чарушина, "Орел и кошка" К. Успенского.

- Итак, какими же качествами должна обладать мама-животное? (Кормить, заботиться, быть мужественной, любить своих детей и т.д.)

- А мама человека? (кормить, заботиться, быть мужественной, любить своих детей и т. д.)

Что общего вы можете найти между мамой человека и мамой детеныша?         (ласкают, заботятся, любят волнуются...) Значит, мы - часть природы. Мы роднимся с животными. Некоторые мамы - животные  кормят своих детенышей молоком. И наши мамы кормят нас молоком.

- А в чем отличие? (кроме внешних признаков)

(Мама животных - животное, а мама человека - женщина. Мама человека ходит на работу. и т. д.)

- Кем работают ваши мамы?

3.2 Анализ произведения.

- Кроме тех профессий, которые вы перечислили, есть и другие. Давайте прочитаем стихотворение С. Михалкова "А что у вас?"

слайд №6

- Какими еще профессиями овладела женщина? (повар, летчик...)

Как вы понимаете фразу: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

- На своей работе, какой бы она ни была, мама приносит пользу людям, она отдает много сил своей работе. Давайте попробуем поставить себя на место мамы, которая пришла после работы домой.

3.3 Работа с карточками.

слайд №7

- У вас на столе лежат карточки с цветами, выберите тот цвет, который четко показывает настроение и состояние  мамы, после работы. (синий, коричневый)

- Что они обозначают? (усталость)

Какой вывод мы можем сделать? (Мама очень устает)

- Конечно, мама очень устает на работе. А чем мы можем помочь маме, чтобы она не так уставала?

(Могу помыть посуду, навести порядок...)

- Как еще мы можем помочь маме? Прочитаем стихотворение Е. Благининой "Посидим в тишине".

слайд №8

3.4 Работа в команде.

Один читает, остальные слушают. Обсуждение.

Анализ произведения.

- Можно ли было закончить стихотворение на фразе: "Мама спит, она устала. Ну и я играть не стала". (нет, т.к. девочка маленькая, для нее это огромный труд)

- Почему девочка перечисляла все то, что она могла сделать, но не сделала?

- Прочитайте, что она могла сделать.

- Тяжело ли ей было сидеть в тишине? Почему?

-Как она отнеслась к маме? (с пониманием). Всегда ли мы относимся к своей маме с пониманием?

 

3.5Работа  с карточкой.

слайд №9

Возьмите карточку№2.Закончите  предложения:

Моя мама иногда...

Если моя мама меня ругает, я...

Я очень люблю свою маму, но...

- Как вы думаете, почему мы не всегда понимаем своих мам? (мама устает...)

- Хотя мы не всегда понимаем своих мам, но мы их очень любим.

А детеныши животных всегда понимают своих мам? Но они их любят?

 

4. Закрепление изученного материала.

слайд №10

- Конечно вырастая, детеныши забывают своих родителей и начинают жить самостоятельно. А у человека мама остается на всю жизнь". И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь", - писала Зоя Воскресенская.

- Согласны ли вы с этим высказыванием? Объясните значение этих строк:       "Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь".

- А часто ли вы говорите маме о том, что любите ее?

Попробуйте признаться маме  в любви.

Напишите о своих чувствах. Кто не может, попробуйте нарисовать, используя цвета.

4. Подведение итога.

- Помог ли тебе этот урок открыть в маме что-то новое?

- Изменилось ли твое отношение к мае? Как вы думаете, могли бы сказать детеныши животных своей маме то же, что и вы?

слайд №11

- А сможете ли вы теперь взять птенца из гнезда? Почему?

Все мамы любят своих детей, а мы очень любим и дорожим мамами.

Joomla SEF URLs by Artio