Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по теме "Краски осени"

 Печенюк Юлия Борисовна,
учитель ГБОУ гимназия № 528
Невского района Санкт-Петербурга

Тема

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Краски осени».

Цель

Повторить и обобщить изученный материал по теме; развивать умение ориентироваться в почитанных произведениях и анализировать их, развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Задачи

1. Обобщить представления о красоте осенней природы посредством произведений художественной литературы.

2. Выявить степень освоения темы:

- различать особенности образных выражений;

- формулировать высказывания о красоте осенней природы;

- восстанавливать  рассказ об осенней природе,  используя образные выражения;

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные умения

Личностные умения

- Читать выразительно текст;

- работать с художественным произведением, используя алгоритм;

- формулировать значение слов «эпитет», «сравнение», «олицетворение»;

- составлять рассказ об осенней природе, используя образные выражения.

Познавательные умения:

- определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

-сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;

- определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение;

- определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение;

- использовать разные источники информации для выполнения учебного задания;

-анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к ответу;

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия по плану;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёров высказывания в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать с партнёрами в рамках учебного диалога.

 

·         Проявлять:

-интерес к самостоятельному общению с книгой

-эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы

·         Осознать важность

образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора.

Организация образовательного пространства

 

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Осень»,

Музыка

Тема «Музыкальный лад»

ИЗО

Тема «Осенний пейзаж»

Информационный материал

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, ч 1, с 24-45; творческая тетрадь, с 13-21;

Демонстрационный материал

Выставка детских работ на тему «Осенний пейзаж»

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями, памятка-алгоритм «Работаю с текстом художественного произведения», интерактивная картина-таблица  «Осень»; музыкальный клип «Листик-листопад» (автор: Елена Кульченко).

Фронтальная;

Индивидуальная

Парная

Групповая

 

Учащиеся располагаются за «круглыми» столами по 4-5 человек. Всего 5 групп.

 

Ход урока

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать к обобщению по теме

Мы заканчиваем изучение раздела «Краски осени».  Вы работаете в группах. В каждой группе есть капитан, который подведет итог работы, заполнив таблицу, и выставит отметки каждому участнику своей команды.

Какие темы в этом разделе мы изучили?

 

 

 

 

 

 

 

 

Провокационный вопрос: Если вы все это знаете, зачем же тогда сегодня еще один урок посвящать  разговору на эту тему?

 

Какой план работы вы можете предложить?

 

 

 

Значит, чем мы сегодня будем заниматься?

 

 

 

 

 

Дети, используя учебник, тетрадь озвучивают темы уроков и чему учились на этих уроках.

Темы:

- Осень. Приметы осени. Осеннее настроение.

- Осень в художественных произведениях (поэтических и прозаических).

- Средства художественной выразительности.

- Алгоритм анализа художественного произведения.

Необходимо все обобщить и, используя знания, написать свое произведение об осени. Попробовать себя в роли писателя.

 

План работы:

·         Повторить и обобщить все сведения

·         Используя знания, написать свое произведение.

Обобщать и пробовать писать свое произведение.

Актуализация необходимых знаний

Цель – систематизировать полученные знания

Приступим к повторению и обобщению. В ходе работы мы будем заполнять интерактивную картину-таблицу «Осень». На экране высвечивается эта таблица. (см. приложение 1)

 

 

 

1. Приметы осени, осенние месяцы. Назовите изменения в природе, которые происходят осенью.

 

 

 

Вопрос для наблюдательных: кто заметил особенность при заполнении  граф с названием осенних месяцев? (если взять только первые буквы слов, то получится слова «сон»).  

2. Выход на беседу «Осеннее настроение».  Можно ли утверждать, что осенняя природа по-разному влияет на чувства и настроение человека? Свое мнение обоснуйте. Обращаемся к выставке детских работ.

Возможна ли связь между осенней природой и настроением человека? Свое мнение обоснуйте.

В ходе беседы делаем вывод: настроение осеннее печальное, но можно услышать и светлые нотки. Как это возможно в художественном произведении? Чем пользуется автор?

3. Средства художественной выразительности. Какие вы знаете?  

Термины:

эпитет, сравнение, звукопись, олицетворение, повтор.

 

 

4. Задание по группам

 

 

Обсуждение после выполнения работы по группам проходит с помощью сигналов-листочков. Коричневый лист – согласен, красный – есть дополнение.

 

 

5. С произведениями каких видов и жанров вы сейчас работали? Обоснуйте свое мнение. (Виды: проза, поэзия.  Жанры: рассказ, стихотворение).

Работа поэтапная с заполнением интерактивной картины - таблицы «Осень». Работа предполагает разные формы: фронтальную, групповую, работу в парах.

 

 

 

Задание 1(З)

Работа по заполнению граф «Осенние приметы» и «Осенние месяцы».

Заполнение интерактивной страницы имеющимися значками, символами, словами в интерактивном режиме.

 

 

 

 

Задание 2(П)

После беседы – заполнение графы «Осеннее настроение».

Работа фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3(З).

Работа фронтальная в интерактивном режиме (на интерактивной доске).  Заполнение странички интерактивной картины.

 

Задание 4(У). С взаимопроверкой.

Работа в группах с последующим представлением результата. У каждой группы «свой» термин. Обучающиеся дают толкование термина  (у каждой группы карточка, на которой даны толкования всех 5 терминов, необходимо выбрать правильный вариант). (Карточки с заданиями см. приложение 2).  Приводят примеры, пользуясь учебником (учебник с 25-37).

Задание 5 (З)Дети называют виды и жанры художественных произведений. По ходу ответов заполняется таблица «Осень».

Физкультминутка (танцевальные движения под музыкальный клип «Листик-листопад»)

Организация познавательной деятельности

Цель -  учить выполнять учебные действия в соответствии с планом;

-учить представлять результаты своей деятельности.

6. На столах карточки с художественным произведением. Необходимо подготовить его к выразительному чтению. Что для этого необходимо? Составление плана работы.

План:

·         Анализ художественного произведения.

·         Представление работы. Выразительное чтение произведения.

Задание 6 (У) С взаимопроверкой

Дети вспоминают алгоритм работы над анализом художественного произведения. Выполняют работу в группах. Заполняют в ходе работы таблицу (см. приложение  3).  Готовятся к выразительному чтению произведения.

Алгоритм работы с художественным произведением (см. приложение 4)

 

Анализ работы групп.Удалось ли в выразительном чтении раскрыть образ, задуманный автором? Свое мнение выскажите с помощью сигналов-листочков. Коричневый лист – согласен, красный – есть дополнение.

 

 

Сумели ли мы выполнить 1 пункт нашего плана? Посмотрите, какая картина-таблица получилась, вам нравится?  

Оцените свою работу в этой части урока. Свое мнение выскажите с помощью сигналов-листочков. Коричневый лист – «Я хорошо поработал, сумел выполнить все задания», красный – «Я не справился с заданием так, как бы мне хотелось. Мне надо еще поучиться и потренироваться…»

Теперь, когда мы все повторили и обобщили, переходим ко 2 пункту нашего плана.

Дети рассматривают получившуюся работу. Прикрепите свой листочек на нашу общую картину.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – научить использовать приобретённые знания и умения для создания текста.

 

 

7. Я вам предлагаю 2 варианта работы:

1 вариант – необходимо дополнить имеющийся рассказ «Краски осеннего леса» подходящими словами.  Справиться с заданием  поможет «Словарная коробочка».

2 вариант – если вы чувствуете в себе силы, попробуйте написать свой рассказ самостоятельно, создав свой образ осени.

Сегодня на уроке вы начнете работу, продолжите ее дома. На следующем уроке мы проверим и обсудим, что же получилось.

Задание 7 (П) Работа индивидуальная.

Учащиеся либо восстанавливают текст, пользуясь словами для справок (творческая тетрадь с 17-18), либо создают свой рассказ.

Рефлексия

Цель– учить соотносить полученный результат с поставленной целью;

Оценивать результат своей деятельности;

Оценивать результат учебной деятельности.

Капитаны команд выставите, пожалуйста, отметки участникам своей команды, оценив их работу сегодня на уроке.

Заполняется таблица, в которой капитан проставляет отметки, а участники команды оценивают работу капитана.

Домашнее задание

Доделать работу, начатую в классе.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

         

     Начальный слайд                                                                                                 Слайд после повторения и обобщения материала

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

1. Слово, которое определяет предмет, подчёркивает один из его признаков, отвечает на вопрос «какой?» называется ________________.

2. Изображение неодушевленного предмета как одушевленного, живого существа (очеловечивание) называется _____________________.

3. Сравнение одного предмета (или явления) с другим с помощью слов «как», «будто», «точно», называется ________________________.

4. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания называется __________________.

5. Система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.д. называется _______________________.

 

 

 

Приложение 3

 

План анализа

Название

Жанр

 

 

 

Тема

 

 

 

Образ

 

 

Слова и словосочетания, создающие образ

 

 

Главная мысль

 

 

 

 

Приложение 4

 

Алгоритм работы с художественным произведением:

 

·      Прочитай текст

·      Определи тему текста

·      Определи жанр текста

·      Определи героя текста

·      Опиши его образ

·      Назови слова или словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою

·      Определи главную мысль

·      Придумай интонацию для выразительного чтения.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio