Конспект урока в 4 классе. Школа-2100

М.Пришвин. "Изобретатель"

Кузнецова Марина Владимировна,
учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №158  Санкт-Петербурга

 

  • стимулирование мыслительной и творческой деятельности учащихся с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками.
  • знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
  • продолжить формирование умений самостоятельной работы  с текстом, умения анализировать его;
  • обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности (выдвижение предположений);
  • развивать воображение.
  • развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
  • отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
  • прививать любовь и интерес к чтению;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
  • развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию

Методы обучения:
- наглядно-иллюстративный,
-ИКТ,
-технология развития критического мышления
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
-фронтальная,
-индивидуальная,
- групповая
Необходимые техническое оборудование:
- Ноутбук,
-проектор,
-Выставка книг по произведениям М.Пришвина,
- текст для самостоятельного чтения,
- карточки для самооценки.
Ход урока:

  1. Организационный момент

-Урок литературного чтения.
      -Проверьте  вашу готовность к уроку.
      - Сегодня нам предстоит работа в группах. Давайте повторим правила успешной работы в группе.
II. Проверка домашнего задания
 - Кто хочет познакомить нас с своим сочинением – миниатюрой - «Мой домовенок»
-Чем вам понравилось сочинение?
III. Работа с текстом до чтения (стадия вызова)

  1.  Попробуйте по опорным словам определить сюжетную линию произведения, которое нам предстоит прочитать.

Утка, гусь, дорога, озеро, курица, куст, корзина.
-Выскажите мнение вашей группы.
- А какие события происходили на самом деле? Хотите узнать?
2) Знакомство с писателем. Выставка книг.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством известного писателя.
-Кто он, вы узнаете из текста, который сейчас прочитаете.
Работа в группах.
Индивидуальное чтение текста.
Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво  Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.
Но к писательскому творчеству Михаил  Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь  когда Пришвину было 52 года  выщла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб».
Обсудите прочитанный текст в группе, сделайте пометки ( «известно», неизвестно»)
-Рассмотрите выставку книг по произведениям М.Пришвина. Какие из представленных произведений вы читали? Какие впечатления произвели на вас эти рассказы?
- Сегодня  мы прочитаем рассказ Пришвина «Изобретатель»
- Кто же такой изобретатель?
Работа со словарем.
Узнайте точное значение данного слова в толковом словаре.
:«Изобретатель - тот, кто изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное».
 - Мы предположили, что рассказ будет про птиц или цыплёнка, но почему автор назвал рассказ именно так?
IV. Работа с текстом во время чтения. Смысловая  стадия
1) Обсуждение заголовка и иллюстрации
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 101.
- Подумайте, о чём этот рассказ?  
- А как вы думаете, почему название текста записано в кавычках?
- Почему автор назвал рассказ именно так? Выскажите ваше мнение.
2) Чтение 1 части текста  (Дикие утята)
- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)
-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)
-Попробуйте предположить, что может произойти  дальше.
Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)
-Составьте в группе вопросы, которые вы можете задать товарищам, чтобы проверить понимание прочитанной части.
-Задайте по одному вопросу от группы.
- Оправдались ваши предположения?
- Кто помог высиживать утиные яйца?
- Что значит «пустая голова»?
- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?
- Кто такая Пиковая Дама?
- Что может произойти дальше?
Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)
. - Предположение подтвердилось?
- Почему Пиковая Дама была сердита?
-  Подумайте, как могут развернуться события дальше?
Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Что значит «воин ростом с огурец»?
- Кого он так называет?
-Почему автор назвал так утёнка?
- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?
- Как вы думаете, что же будет дальше?
- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.
Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)
Дети задают вопросы к отрывку.
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
- Как утёнок мог вылезти из корзины?
-  Предположите, чем закончится эта история.
Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)
- Можно ли назвать утёнка изобретателем?
- Прочитайте последнее предложение.
-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)
-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)
- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»
V. Обобщающая беседа
- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?
- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите, используя  текст рассказа.
- Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»
- Каким человеком должен быть автор этого рассказа?
- Современники иногда называли Пришвина “птичником”.  Почему?
- Есть ли у птиц Пришвина прозвища, имена? Докажи.
- Чем необычны птицы в изображении Пришвина?
- Что главное в рассказе Пришвина внешнее описание птицы или создание её характера? Докажи.
VI. Самостоятельная работа
Возьмите зеленую папку. Найдите в ней задание для группы.
Деформированный план

  • Эксперимент с ленточкой.
  • Дикие утята.
  • Как Пиковая дама стала утиной мамой.
  • Изобретатель.
  • Как он выбрался из корзины?
  • Почему рассердилась Пиковая дама?

Найдите карточку  со словом, которое поможет  определить характер следующего задания для группы.
Изобразите эпизод из рассказа
 Утиная мама -1 группа
Изобретатель -2 группа
Корзина- 3 группа
Эксперимент -4 группа
Недовольство пиковой дамы -5 группа
Расположите ваши рисунки ,чтобы не нарушать последовательность действий в рассказе.
- Какого эпизода не хватает в нашем картинном плане. Для создания первого эпизода приглашаю по одному участнику от каждой команды.
-Что вам понравилось в рассказе? Что удивило? Что запомнилось больше всего?
VII. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, понравился он или нет?
- Что запомнилось больше всего?
- А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Оцените свою деятельность на уроке:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я могу похвалить себя за…
Оцените работу вашей группы.
VIII Домашнее задание
О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома критическую статью С.Маршака «Сила жизни».
С.101
2) Придумайте веселую историю про утенка.
IX. Организованное окончание урока.
- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
- Урок окончен.


 

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio