Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе

М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

Гусева Елена Анатольевна
Технология продуктивного чтения
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • Развитие визуальной культуры младших школьников
  • Развитие умения определения своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному
 
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • Развитие творческого чтения
  • Упражнения в работе с толковым словарем
 
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • Обучение работе над образом литературного героя
  • Обучение находить в тексте, что и как рассказывает автор о герое
  • Развитие умений внимательного отношения к языку художественного произведения 
  •  Развитие языковой и "сердечной " чуткости
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
  • Проектор,  компьютер
 
 
Ход урока
Перед уроком было дано домашнее задание: выучить наизусть отрывок из сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб».
  1. Организационное начало урока
Встанем в круг и возьмемся за руки. Скажем громко:
 «Мы самые дружные  (повторяют дети), мы самые сплоченные (повторяют дети)! Обещаем друг другу (повторяют дети), что будем работать рука об руку (повторяют дети) в согласии и с улыбкой (повторяют дети)!»
  1. На прошлых уроках мы прочитали замечательную сказку. Назовите автора - Михаил Юрьевич Лермонтов. Слайд 1.
В прошлом году мы всем классом участвовали в конкурсе музыкально-литературных  композиций и выучили стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». И вот новая встреча. Как называется произведение? – «Ашик-Кериб».
Откройте книгу и прочитайте подзаголовок – турецкая сказка. Сказку, которую мы будем читать, Лермонтов написал 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.  
В старину на востоке все самые интересные события происходили на базаре: там пекли вкусный лаваш, готовили сладкий лукум, варили черный кофе, играла сааз, стучали турецкие барабаны… Песельники рассказывали свои истории…
  1. Звучит этническая музыка «Турецкие барабаны». Четверо детей читают наизусть отрывок произведения со слов «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок….ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых».
  2. В сказке много незнакомых для русского уха слов и трудных имен. Прочитаем их на слайде. Слайд 2.
Имена                   
  • Ашик-Кериб
  • Магуль-Мегери                  
  • Аян- ага 
  • Куршуд-бек
  • Хадерилиаз
Названия городов
  • Тифлиз
  • Халаф
  • Арзинган
  • Арзерум
  • Арзиньян
Посмотрите на слайде иллюстрации. Каким предложением из текста можно подписать эти замечательные портреты? (Выборочное чтение) Слайд 3,4
Где Ашик-Кериб встретил Магуль-Мегери? Найдите в тексте.
Почему автор говорит, что у героя «мало было надежды» получить руку красавицы? Что означает имя героя?  Слайд 5. (Ашик- народный певец, музыкант; Кериб - бедняк) Как автор описывает состояние музыканта? («… и он стал грустен, как зимнее небо»)
В каком произведении, и у какого автора, мы встречаемся с похожим описанием состояния героя?  Что это напоминает? («Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ты тих, как день ненастный? А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
Какой выход предложила девушка?  Почему Ашик-Кериб не воспользовался этим предложением? Как вы это оцениваете? – Хотел быть достойным её. (По ходу работы демонстрируются слайды словаря восточных слов) Слайд 6.
2. Объявление темы урока.
Сегодня мы поразмышляем над тем, что можно сделать ради любви? (Предъявление слайда) Слайд 7.
3. Посмотрите на слайд 8. Какой эпизод он иллюстрирует? Найдите в тексте.
К каким последствиям привел поступок Куршуд-бека? Прочитайте, как описывает автор горе старой матери.
Почему Куршуд-бек совершил  этот поступок? Ради чего он пошел на это? (Ради любви)
Как восприняла известие красавица Магуль-Мегери? НЕ ПОВЕРИЛА! – То есть осталась верна своим чувствам. Слайд 9.
Что случилось с Ашик-Керибом дальше? Сумел ли певец добиться славы и богатства?
Автор говорит: «Забыл он свою Магуль –Мегери или нет, не знаю…» Скажите, а как вы думаете? Докажите текстом свое мнение. («Последний год скоро должен был кончиться, а он и не готовился к отъезду»)
Какое маленькое слово точно указывает на то, что Ашик-Кериб забыл свою Магуль –Мегери. (Свободные ответы детей) Проведем эксперимент: прочитаем эту фразу с союзом и без него и посмотрим, как изменится смысл. Слайд 10.
Последний год скоро должен был кончиться, а он и не готовился к отъезду
 
Последний год скоро должен был кончиться, а он  не готовился к отъезду
 
 
Фраза без союза говорит о том, что герой пока не определился: может быть, пока не готовился, еще не готовился. Что «сказал» союз и? – Герой точно не готовился, то есть ЗАБЫЛ о зароке.
Смирилась ли Магуль-Мегери с такими обстоятельствами? Что она предприняла? Прочитайте. Удалось ли девушке вернуть своего жениха?
 
В те далекие времена девушку не спрашивали, за кого она хочет выйти замуж. Это решали ее родители. Прочитайте, смирилась ли Магуль-Мегери со своей участью? (Что держала она в руках, почему). О каком решении это говорит? – Девушка решила погибнуть, но не изменить своему чувству.
Давайте теперь обобщим и попробуем ответить на вопрос урока, что можно сделать ради любви?
Что сделал ради любви Ашик-Кериб?  – Решил быть достойным своей любимой.
Что сделал ради любви Куршуд-бек? – Пошел на бесчестный, жестокий поступок.
Что сделала ради любви Магуль-Мегери? – Оставалась верной любви, боролась за нее.
Кого вы назвали самым сильным героем сказки? Почему? - Красавицу Магуль-Мегери, именно она до конца была предана своему жениху и боролась за свою любовь. Слайд 11.
  1. Мы знаем, что сказки делятся на народные и авторские. Народные  бывают  о  животных, бытовые и волшебные. К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? Докажите. Слайд 12.
Какой волшебный герой помогает Ашик-Керибу? Какой путь преодолел Ашик-Кериб за три дня? Посмотрим на современную карту Турции и попробуем найти маршрут Ашик-Кериба? Турция удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и Эгейским. Слайд 13.
Карс – Карс
Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии)
Арзурум – Эрзурум
Арзиньян – Эрджиньян
А теперь покажите путь Ашик-Кериба.
Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
Какое еще чудесное событие происходит в сказке? – Исцеление слепой матери певца.
Сделайте вывод, какая перед нами сказка? – волшебная
6. Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Мы знаем, что  стихи обязательно содержат ритм (не столько рифму – одинаковые окончания строк, ритм). Стихи можно прохлопать, скандировать, стихи хорошо ложатся на музыку.  А вся ли сказка написана прозой? Поищите, нет ли в сказке отрывков стихов? -  (стр. 108 «Я бедный Кериб – и слова мои бедны… стр. 109  «Утренний намаз творил я Арзиньянской долине…») Стихи без рифмы называю белыми стихами.  Все это – песни Ашик-Кериба. Как вы думаете, почему Лермонтов написал песни Ашик-Кериба белым стихом? – Хотел показать, какой талантливый был певец. Слайд 14.
7. Домашнее задание: выучите наизусть песню Ашик-Кериба, которая вам больше понравилась.
8. Рефлексия: (Прием незаконченного предложения)
  • Сегодня на уроке мне понравилось….
  • Сегодня на уроке я смог…..
  • Сегодня на уроке у меня получилось….
  • Сегодня на уроке я задумался о ….
  • Вечером я расскажу дома о том, как….
 
 
 

 

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio