Урок литературного чтения (2 класс)

Люблю природу русскую

Стихотворения Ф. И. Тютчева о весне»

 

«Школа- 2100»

(lena.gretzova@yandex.ru)

Грецова Елена Ивановна,
учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №158 Санкт-Петербурга

 

Цели урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи:

- Вызвать эмоциональную реакцию.

- Показать разницу в образах весны и зимы.

- Выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу.

- Учиться передавать отношение с помощью интонации

- Формировать у детей навык осознанного чтения.

- Формировать навык работы над поэтическим произведением.

- Расширить знания об окружающем мире.

- Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.

- Развивать эмоциональные отношения к произведениям искусства

- Развивать образное и логическое мышление и внимание.

Оборудование:

1. Аудиозапись цикла «Времена года» (Весна) П.И. Чайковского.

2. Запись голосов весеннего леса.

3. Проектор, ноутбук.

4. Презентация по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

- Урок литературного чтения. Проверьте вашу готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Выборочное чтение сочинений о себе и своих друзьях.

III. Актуализация знаний

- Послушайте фрагмент  музыкального произведения.

Звучит музыка из цикла «Времена года».

Прочитайте стихотворение и дополните его недостающим словом:

Сиренью пахнет небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко- красном

Шагает по земле…

(«Весна»)

- Как вы догадались? Какой теме будут посвящены стихи, которые нам предстоит сегодня прочитать?

- Из зимы мы перенесемся в весну. Нужно немного волшебства, а что еще? (музыка, стихи)

 -  Стихи какого поэта мы будем читать, вам предстоит узнать:

Этот поэт родился 1803 году в семье дворянина и помещика в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством ученого, переводчика и поэта Семена Раича. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.

В 1819 году поступил на словесное отделение московского университета.

Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.

Стихи  он начал писать в 1818 году еще в подростковом возрасте. Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале «Современник». Однако настоящая известность пришла к нему в 1854 году, когда он выпустил сборник стихов.

Поэт не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.

-Как вы думаете, о ком идет речь в данном тексте?

IV. Объявление темы урока

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема урока  отражается на слайде:

«Люблю природу русскую. Стихотворения Ф. И. Тютчева о весне».

- Каким вы представляете себе поэта?

Рассмотрите фотографии с жизнью и творчеством поэта.

Чему посвящает поэт свои стихи ?

V. Работа по теме урока

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы ( рифма, ритм, образные слова)

- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?

(Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое)

- Каждый человек по- своему видит и оценивает предметы и явления.

- Если мы узнаем, поймем, как видят и чувствуют весну поэты, мы  с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем  в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

- Посмотрите на слайды

-Как вы узнаете  о приходе весны?

(дети говорят о приметах – пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, начинает зеленеть трава…)

-А  можем ли мы с вами услышать весну?

(Ее еще слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут…)

-Давайте послушаем  голоса весеннего леса ( прослушивание записи)

Откройте учебники. Давайте прочитаем и попробуем разгадать весенние загадки.

VI. Чтение и разгадывание загадок

Первичное чтение стихотворения «Зима недаром злится…»

Учитель читает. Дети следят по тексту.

- Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И. Тютчев.

Первичная проверка понимания, работа с текстом.

1) Беседа

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите  и прочитайте эти строки.

Возьмите карточку с заданием и поработайте в парах.

1. Что ты чувствуешь, читая стихотворение?

2. С каким настроением оно написано?

3. Слышится ли тебе музыка? Если да, то какая: грустная или веселая, танец или марш?

4. Какое состояние природы нарисовано поэтом?

5. К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово нудит?

6. Как изменилась природа с приходом Весны?

7. Что удивляет Ф. Тютчева в природе весной?

8. Как ты понимаешь значение выражениявзбесилась ведьма злая?

- Запомнились ли вам какие-то строки?

- Что делает Весна в стихотворении?

- А что делает Зима?

- Такой поэтический прием, когда предметы изображаются как живые существа, называется олицетворением.

- Какое настроение вызывает чтение этого стихотворения?

- А какое настроение у поэта? Он радуется или печалится?

- С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.

 выразительное чтение (3-4 человека)

- Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось.

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы над новым материалом

1) Первичное чтение учителем стихотворения «Весенние воды»

2) Звучит «Апрель» П.И. Чайковского

- Какое настроение передает вам поэт?

Возьмите карточку №2 и самостоятельно  ответьте на вопросы:

- Какая картина вам кажется необычной?

- Понаблюдай, какие картины природы рисует поэт.

- Кого он оживляет?

- С кем сравнивает?

- Какая часть речи – главная в стихотворении?

- Что они характеризуют? (движение воды, весны)

- Есть ли особые звуки, краски в произведении?

- Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода?

- Сделайте вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней).

- Определите, с каким настроением вы будете читать стихотворение.

Попробуйте сравнить прочитанные стихотворения.

Выскажите ваше  отношение к данным стихотворениям.

IX. Домашнее задание

1) Подготовить выразительно чтение стихотворений.

2) Нарисовать иллюстрацию к одному из них.

3) Выучить стихотворение наизусть.

X. Рефлексия. Итог урока

- Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

- Чем они вам понравились? Что удивило? Какие моменты весны мы сегодня увидели в стихах? Что было трудным?

Оцените вашу деятельность на уроке:

Самооценка

Да  или нет

Почему?

Работал с интересом

 

 

Узнал новый материал(какой?)

 

 

Не все задания выполнил

 

 

Что понравилось на уроке?

 

 

 

XI. Организованное окончание урока

- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!

- Урок окончен.

Joomla SEF URLs by Artio