Формирование основ читательской самостоятельности в начальной школе

Багно Виктория Викторовна (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.),

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №158

Санкт-Петербурга

 

 

 

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»

В.А. Сухомлинский

Приоритетной целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие  личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Любой урок-это работа со словом. И поэтому очень важно, чтобы урок  был подчинен главной цели, знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Учащийся  должен не получать информацию, а добывать ее. И это должно быть интересным, ведь в процессе добывания ребенок делает открытия, мыслит, присваивает знания и пользуется ими.

Бурное развитие компьютерной техники, заботы родителей, направленные только на достижение материального благополучия, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится все меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования. Овладение чтением для ребенка 6-9 лет - процесс длительный и нелегкий, отнимающие много душевных сил и времени. И до тех пор, пока ребенок не научится читать быстро, а главное - осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия.

Задача учителя - учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях остается все еще актуальной.

Анализ художественных, исскуствоведческих, научно популярных текстов способствует не только формированию  информационной и культурной компетентностей учащихся, но и открывая перед учащимися смысл слова, делает по – настоящему современным содержание  изучаемого предмета.

Грамотность чтения позволяет сделать вывод о необходимости поиска более разнообразных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата.

Необходимо расширить диапазон текстов и заданий к ним на уроках. Важно, чтобы различные формыпредставления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы и пр., давались не только в качестве иллюстраций вербально описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям, и требовали лишь осмысления их формы. Не менее значимым представляется введение подобных текстов в познавательные задачи, при решении которых необходима интерпретация текстов, отклик на него, рефлексия и оценка.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Таким образом, задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: 

-       умение осмысливать цели чтения;

-       умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

-       умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

-       умение определять основную и второстепенную информацию;

-       умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

-       умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на развитие  навыков и приёмов понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. К основным типам чтения  относится коммуникативное чтение вслух и чтение про себя, учебное, самостоятельное. Развитие данных умений требует от учителя создания благоприятных условий для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, совершенствования
чтения в целом, различения типов и видов чтения. Обусловленность вида чтения его целью очевидна, от этого в свою очередь зависит выбор механизма чтения, по этой причине младших школьников необходимо учить различным стратегиям чтения. Однако они, как правило, используют один и тот же механизм и при чтении художественного текста, и при работе с научно-познавательными текстами. Жанровое и стилевое разнообразие текстов, с которыми сегодня встречается младший школьник, требует от учителя начальных классов продуманной организации детского чтения прежде всего на уроке.

Поэтому, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного.

Литература:

1.     Львов М.Г. «Методика развития речи младших школьников» М.: «Просвещение», 1985.

2.     Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное / Е.С.Гобова. - М.: Аграф, 1997.

3.     Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006.

4.     Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека.-№1.-2006.

5.     Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2004.

 

Joomla SEF URLs by Artio