Формирование нравственных ценностей и традиций на уроках литературного чтения в соответствии с ФГОС 2 поколения

Демченко Лада Игоревна

 

Современное подрастающее поколение формируется в достаточно сложных социальных условиях смены ценностных ориентиров, реформирования общества, высокой занятости или безработицы родителей. Данная ситуация рождает проблемы взаимоотношений ребенка и внешнего мира, конфликты его внутреннего мира.

Актуальность данной темы обусловлена обозначенными выше проблемами. При этом особое место в нравственном воспитании отводится именно начальной школе, потому что в этом возрасте дети открывают мир человеческих отношений. Они стараются поступать в соответствии с требованиями норм, принятых в обществе, о которых знают от взрослых. Младшие школьники ярче, чем другие возрастные группы проявляют чувства товарищества, сопереживания и ответственности за класс. Школа находится в постоянном поиске адекватных современным условиям способов организации воспитательной работы.

Огромные возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании читаемых на уроках литературного чтения художественных произведений. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования  2 поколения ставит перед учителем сегодня важный вопрос: «Как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки родного языка «как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций» [2]?

В соответствии с ФГОС 2 поколения курс литературного чтения в начальной школе построен на основе постепенного усложнения материала. С первых уроков и весь период обучения предусмотрены уроки литературного слушания. Значение их состоит в развитии восприятия на слух художественного текста и обогащении опыта читателя-слушателя. Уроки слушания способствуют решению такой важнейшей задачи, как обучение детей: слушать и слышать художественное слово, речь одноклассников и учителя.

Курс литературного чтения в ходе изучения открывает для  младшего школьника дверь в мир литературы, помогая познавать мир, черпая из него этические и нравственные законы общения под руководством учителя. Одно из ведущих мест в данном процессе отводится сказкам народов мира, как хранителям народной мудрости.

Возможности формирования нравственных ценностей и традиций на уроках литературного чтения зависят напрямую от той программ и учебно-методического комплекса, который используется в том или ином образовательном учреждении. Так, например, курс «Литературное тение», разработанный Чураковой Н. А. и Свиридовой В. Ю.  в рамках УМК «Перспективная начальная школа», обращает детей к произведениям детской мировой литературы, которые раньше практически не предлагались учащимся начальной школы как учебный материал, например, стихи из детских журналов конца 20-х годов XX века “Чиж и Еж”, что, без сомнения, реализует в обучении связь поколений. В данном курсе впервые в учебную хрестоматию для начальных классов включены для чтения хокку - стихи японской классической литературы, которые являются удобным учебным материалом для наблюдения с детьми формы художественного произведения.

Важное значение для нравственного воспитание имеет Особым использование репродукций произведений изобразительного искусства на уроках. В названном курсе, к примеру, предусмотрена рубрика «Картинная галерея», включенная в хрестоматии для чтения на каждом году обучения. Она способствует формированию и развитию эстетического вкуса младших школьников. Автор программы пишет: “Работа с поэтическими текстами ведется в основном в двух направлениях. Первое направление связано с той идеей, которая является ведущей в учебнике 1 класса: красота – это та тайна, которая разлита в природе, содержится в каждой вещи как ее возможность, это та скрытая сущность окружающего мира и внутреннего мира человека, которую можно научиться обнаруживать и ценить. Второе направление работы с поэтическими текстами связано с пониманием природы художественного образа, как того следа в душе, который формирует целостное восприятие прочитанного, увиденного или услышанного” [4]. У учителя на уроках литературного чтения появляется возможность сравнить японскую поэзию с поэзией великих русских классиков. Ученики, в результате учебной деятельности могут убедиться в том, что поэтов Запада и Востока волнуют общие темы: родина, мир, природа, красота, чувство, то есть ценности для людей всего мира едины.

Одной из задач программы «Школа России», как заявляют авторы, является знакомство через литературу с миром человеческих отношений, формирование личности учащихся.

Так, первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы поведения через стихи и маленькие рассказы детских писателей. Кроме того, включены уроки вежливости, которые позволяют ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и попытаться преодолеть их. Во втором классе дети читают произведения фольклора народов России и мира: стихи, былины, загадки, поговорки. Школьники узнают, что мир велик и многообразен, но в произведениях фольклора разных народов всегда воспеваются трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность. В третьем и четвертом классах дети получают представление об истории русской детской литературы. Настоящая программа предусматривает и организацию домашнего семейного чтения детей, и уроки внеклассного чтения.

Наряду с задачами речевого и эмоционального развития на уроках литературного чтения выдвигаются задачи эстетического, нравственного воспитания школьников, развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку. Таким образом, уделяется внимание изучению не только языковых норм, усвоению школьниками основных видов речевой деятельности, но и предусматривает формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение ими общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, на уроках русского языка рассматриваются изобразительно-выразительные возможности слова. С этой целью широко представлен фольклорный материал: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, фразеологизмы. Нельзя не отметить: знакомство с устным народным творчеством развивает детей духовно, помогает процессу познания.

Таким образом, на уроках литературного чтения реализуются максимальные возможности нравственного воспитания младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ

1.                 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения. Методические рекомендации для учителя. М., 2006.

2.                 Школа России. – М.: Просвещение, 2011.

3.                 Чуракова Н.А. Литературное чтение.2 класс. Методические комментарии к учебнику. М., 2012.

4.                 Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. М., 2012.

5.                 Примерные рабочие программы по учебным предметам.

 

Joomla SEF URLs by Artio