Формирование нравственных представлений

у младших школьников на уроках литературного чтения

Учитель влияет на вечность: он никогда не может Сказать, где прекращается его влияние. Генри Брукс Адамс Возможности литературы как фактора формирования нравственных представлений у младших школьников. Основной целью литературного образования является воспитание образованной, глубоко нравственной личности. Каковы же возможности литературы в начальных классах с точки зрения осуществления этой цели? Каковы особенности восприятия детьми художественного текста? По мнению Н. Немова, именно с семилетнего возраста при помощи взрослого, при создании соответствующих условий может формироваться осознание учащимися своих представлений и переживаний при прочтении художественной литературы. В процессе чтения и беседы по содержанию учащиеся знакомятся с такими понятиями, как долг, добро, совесть, справедливость, честь, смелость. При этом нравственная задача заключается в том, чтобы учащиеся как можно живее пережили нравственные настроения, любили произведения, героев. Тексты в учебниках литературного чтения подобраны авторами с учетом их доступности для детей младшего школьного возраста. Полноценному восприятию текста способствуют яркие художественные образы. Младшие школьники эмоционально отзывчивы, любознательны, доверчивы, переживают за главных героев, негодуют по поводу поступков отрицательных персонажей. Благодаря эмоциональному отношению учащихся к героям литературных произведений формируется основа нравственных представлений. «В художественном тексте младшие школьники, как правило, легко выделяют контрастные эмоции, особенно если эти эмоции испытывает персонаж – ровесник юного читателя, но им трудно проследить динамику эмоций, заметить и выразить в слове оттенки чувств. Способность уловить динамику эмоций находится в зоне ближайшего развития детей» [6; 29]. В процессе анализа текста следует особое внимание уделять душевным переживаниям персонажей, озвучить понятия, их характеризующие. Учащимся сложно самостоятельно найти слово, чтобы обозначить свое отношение, выразить свои чувства. Но если дать им несколько вариантов слов, они смогут подобрать подходящий вариант. Помочь в этом могут и слова, фразы из текста, выражающие главную мысль. В процессе этой работы следует учитывать особенности восприятия художественного материала младшими школьниками, такие как: односторонний подход к оценке описываемого события, обобщение детьми единичных фактов, неустойчивость внимания, склонность к заучиванию, фрагментарность и фотографичность восприятия художественного произведения. Младшим школьникам еще пока сложно определить, насколько важен эпизод с точки зрения характера персонажа, динамику его эмоций. Но в процессе качественного анализа произведения возникают эмоционально – интеллектуальные связи, в основе которых лежит формирование нравственных представлений у учащихся. Способность детей запоминать конкретные образы, обращать внимание на «яркие» детали, обеспечивают базу знаний. На основе этой базы впоследствии дети смогут более глубоко и осознанно осмыслить текст. Часть текстов в учебниках литературного чтения содержит в себе вопросы нравственного характера. Например, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказы В. Осеевой. На примере таких произведений дается характеристика поступков героев, определяются мотивы их поведения, постепенно у детей формируются нравственные представления, понятия. Точно поставленные вопросы к текстам способствуют тому, что учащиеся начинают задумываться и о своих поступках, их последствиях для самого человека и окружающих. Очень важно, чтобы к этим мыслям дети пришли сами. Задача учителя – направлять рассуждения детей, а не давать готовые формы. Процесс овладения нравственными представлениями и понятиями осуществляется постепенно. В результате этой работы должны формироваться нравственные нормы поведения у учащихся. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет. Положительным моментом при работе с текстом является способность учащихся к рассуждениям при наличии текста перед глазами. «С помощью учителя ребенок может наблюдать за проявлением литературоведческих закономерностей в читаемом произведении, но он еще не готов к широким обобщениям, требующим сопоставления признаков большого количества текстов» [6; 31]. Чтобы ребенок учился обобщать, получал необходимые нравственные представления, воспринимал нравственные ценности необходимо так организовать учебный и воспитательный процесс, чтобы ребенок как можно больше размышлял над прочитанным; оценивать поступки персонажей, учился сопереживать героям произведения, осмысливал проблематику и соотносил со своими переживаниями, старался поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Не менее важна при этом оценка поступков героя учителем, одноклассниками. Это способствует тому, что ученик соотносит поступки героя со своими собственными. Возможности литературы как фактора формирования нравственных представлений велики, о чем свидетельствуют слова С.М. Ахметовой: «Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературы. Во-первых, на этих уроках ученики знакомятся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что, как вид искусства способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание» [2; 11]. Анализ школьных программ по литературному чтению для начальной школы с точки зрения формирования нравственных представлений. Министерством образования для школ рекомендованы следующие программы по предмету «Литературное чтение»: 1. «Литературное чтение» авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий («Школа России», «Перспектива») 2. «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева («Школа 2100») 3. «Литературное чтение. Любимые страницы» под редакцией О.В. Кубасовой («Гармония») Учитывая рекомендации Министерства образования, а также и то, что эти программы наиболее часто встречаются в школах, именно эти три учебно – методических комплекса проанализированы нами в данной дипломной работе. Ниже мы рассмотрим особенности каждой из программ в контексте формирования нравственных представлений. Программа «Литературное чтение» под редакцией Л.Ф. Климаной, М.В. Головановой. Все произведения в этом учебнике рассматриваются в первую очередь с точки зрения эстетики. В учебнике можно увидеть достаточно большое количество стихотворений о природе, ее красоте. Задания, предлагаемые для обсуждения с детьми, достаточно однотипны. В основном они направлены на определение настроения произведения, прочитанного детьми. При этом мало внимания уделяется средствам выразительности, за счет которых это настроение создается. Основным видом работы с текстом является пересказ. Авторами учебника предлагаются следующие задания: деление текста на части, придумывание заглавия к произведению, лексическая работа с незнакомыми словами, пересказ текста по вопросам или составленному плану. Задания предусмотрены к каждому изучаемому произведению. В основном они направлены на анализ текста с точки зрения осмысления содержания (как ты понимаешь смысл предложения; вспомни последовательность событий; какие сочетания слов повторяются; опиши, что делают герои; найди и прочитай диалоги героев). Большое количество заданий связано с определением литературного жанра произведения, выделением признаков жанра. Часто после прочтения детям предлагается творческое задание: нарисовать иллюстрацию к прочитанному, инсценировать отрывок из произведения, словесное рисование. Задания учат понимать текст, но не развивают полноценного восприятия текста, соответственно, не способствуют формированию нравственных представлений на основе целостного восприятия произведений. Задания, направленные на характеристику героев, определение мотивов и последствий поступков персонажей, составляют меньше трети от общего количества вопросов к тексту (выбери слова, которые характеризуют персонажа; опиши характер героя своими словами; на чьей стороне симпатии автора; справедливо ли поступает герой). Эти вопросы однотипны. Многие произведения, изучаемые во 2 классе, знакомы детям с дошкольного периода. Интерес к их прочтению и анализу у учащихся снижен. Для того чтобы у детей развивалось полноценное восприятие текста, формировались нравственные представления необходимо большое количество материала, дополнительных заданий, самостоятельно подобранных учителем. Возрастает важность уроков внеклассного чтения. Программа «Литературное чтение» под редакцией Р.Н. Бунеева. Е.В. Бунеевой [5]. Авторы данной программы придают огромное значение формированию нравственных представлений и понятий. Средством для их формирования служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, направленные на эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. В учебнике представлено достаточно большое количество народных и авторских сказок, которые интересны учащимся в силу возраста. В данной программе мало внимания уделяется выразительности чтения, пересказу. Отрицательным моментом является достаточно большой объем произведений, в учебнике предлагаются отрывки из них. Сложно проследить динамику развития эмоций, правильно оценить поступки героев, не ознакомившись с произведением полностью. Задания даны не к каждому тексту, но направлены на глубокое осмысление прочитанного. Например: для чего нужна красота? Какая она бывает? Что она может? (к произведению В. Берестова «Честное гусеничное»). Такие вопросы подталкивают ребенка к рассуждению, заставляют задуматься и о своих собственных поступках. «Ряд последовательно выстроенных упражнений на текстовом материале детской литературы прямо вовлекает ребенка в сферу переживаний на основе слушания и выражения собственных эмоций и переживаний через высказывание» (Начальная школа № 8, 2000 г. с.-15). Вопросы к тексту построены таким образом, чтобы ребенок учился аргументировать свое мнение, понимать причины поступков. Например, вопрос к произведению Б.Сергуненкова «Поэт и заходящее солнце»: «Как вы думаете, что произошло бы с душой поэта, если бы душа поэта перестала волноваться? Мог бы у этой сказки быть другой герой? Почему? Все это способствует полноценному восприятию текста, без которого невозможно закладывание нравственных представлений. Основная задача «Литературного чтения» под редакцией О.В. Кубасовой, по мнению автора, заключается в формировании мировоззрения детей в процессе ознакомления с литературными произведениями. Этому способствуют специально отобранные произведения, и их систематизация по темам нравственного воспитания. Большое количество произведений посвящено школьной жизни, забавам детей и морально – нравственным проблемам, возникающим в их жизни. На основе этих произведений детям даются представления о честности и лживости, хвастливости, трудолюбии, доброжелательности. Например, рассказ Ю. Ермолаева «Два пирожных» заставляет учащихся задумываться о последствиях своих поступков. Произведения близки детям по тематике. Их объем невелик, поэтому даже плохо читающие дети могут ознакомиться с произведением в полном объеме. Задания, предлагаемые детям автором учебника, разнообразны: лексическая работа со словами, творческие задания, работа над выразительным чтением, вопросы на понимание содержания, пересказ, определение жанра произведения, характеристика героев, определение мотивов их поступков. В первой части учебника задания, большей частью, направлены на работу над содержанием текста. Постепенно вводятся вопросы, характеризующие героя. Автором даются понятия, из которых ребенок должен выбрать то, которое наиболее точно характеризует персонажа (учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся). Во втором полугодии дети уже без опорных слов анализируют прочитанное, объясняют свое отношение к главным персонажам, ситуациям. Задания такого плана начинают преобладать над другими, усложняются. Например, после прочтения рассказа И.Дика «Красные яблоки», учащимся предлагается вопрос: «Почему вдруг Валерка бросился помогать маме, чего не делал никогда раньше? Изменилось ли ваше отношение к мальчику? Почему?» Такая последовательность при работе с литературными текстами, четкая система вопросов, способствует эффективному формированию нравственных представлений. Младший школьный возраст является оптимальным с точки зрения формирования нравственных представлений у учащихся. А литературные тексты – одно из самых мощных средств, служащих для приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения с точки зрения нравственного воспитания. Успешность этого процесса, независимо от выбранной программы, зависит во многом от методов и приемов, применяемых учителем, грамотной постановке вопросов (использование проблемного метода), разнообразия заданий, более точного и внятного обсуждения нравственных аспектов ситуаций литературных произведений, поведения литературных героев. Во все века люди высоко ценили нравственность, в основе которой лежат усвоенные человеком нравственные представления и понятия. Огромную роль в их формировании играет литература. В начальной школе большое количество часов в учебных программах отводится урокам литературного чтения. У учителя появляется возможность на основе литературных текстов формировать нравственные представления у учащихся. Изучив работы психологов и педагогов, становится очевидным, что у ребенка ко второму классу сформированы предпосылки, необходимые для достаточно серьезной работы с художественным текстом. Это и отзывчивость учащихся, открытость, любознательность; беглость чтения и понимание смысла прочитанного произведения; активно развивающееся мышление. Именно с семи – восьми лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Успешность формирования нравственных представлений напрямую зависит от уровня восприятия учащимися текста литературного произведения. Каков уровень восприятия текста у учащихся вторых классов? Какие нравственные представления у них уже имеются? Применение каких методов на уроках литературного чтения способствует формированию нравственных представлений у учащихся? Методы и средства формирования нравственных представлений у детей на уроках литерного чтения (на примере программы по литературному чтению под редакцией Климановой Л.Ф. 2 класс) Выполнение задач по развитию нравственных представлений во многом зависит от методов и приемов, используемых при работе с литературным текстом (при этом важно учитывать возрастные и психологические особенности учащихся). При работе с произведением используются следующие методы: 1. Метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа) 2. Метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала) 3. Метод наглядного обучения. У каждого ребенка различный жизненный опыт, через призму которого он воспринимает текст прочитанного произведения. Не все ситуации, с которыми учащиеся сталкиваются при прочтении, понятны ребенку. Поэтому очень важно при подготовке к чтению произведения провести соответствующую беседу, которая поможет учащимся настроиться на восприятие литературного текста, правильно понять характер и действия героев. Так, например, перед знакомством с рассказами Л.Н. Толстого, посвященными теме «Семья», учащимся дается предварительное задание: нарисовать семью, подобрать пословицы, стихотворения о семье, придумать девиз своей семьи . Такое задание обеспечивает соответствующий настрой перед изучением нового материала, активизирует словарный запас учащегося, необходимый при анализе текста. Учащиеся с большим интересом отнеслись к выполнению этого творческого задания, к рисункам прилагались небольшие рассказы ребят о своей семье. Например: «Самое главное в моей семье, хоть она и маленькая, это то, что она очень дружная. Я живу с мамой. А еще у нас есть дедушка. Мы очень любим друг друга, делимся тем, что произошло за день. Девиз нашей семьи – крепка семья ладом». При первичном восприятии текста учителю необходимо расставить нужные акценты. В процессе чтения учитель обращает внимание учащихся на важные моменты в произведении, которые детьми могут быть не замечены. Для того чтобы повысить уровень восприятия учащимися литературного текста, они с помощью учителя и таблицы учились составлять вопросы к прочитанному произведению. В таблице были представлены подсказки для толстых и тонких вопросов. Сначала ученики задавали вопросы только по содержанию литературного текста, но потом стали придумывать вопросы на понимание поступков героев, замысла автора . Например, «Предположите, что было бы, если бы старик не послушал старуху? ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке) или, « Согласны ли вы с тем, что Вовка хороший друг? Почему? (А.Л. Барто «Вовка – добрая душа»). Учащимся очень понравилось выполнять это задание, каждый стремился придумать вопрос интереснее и сложнее, чем у одноклассников. Литературные тексты оказывают огромное влияние на личность ребенка в целом. Для того чтобы развивались нравственные качества учащихся, они должны не просто проанализировать прочитанное, а прочувствовать ситуацию, представить себя на месте героя; попытаться понять, как он сам поступил бы в такой ситуации (на данном этапе помимо работы с текстом использовались инсценировки по прочитанным произведениям В.А. Осеевой «Волшебное слово» и К.И. Чуковского «Федорино горе»). Задача учителя при этом – помочь ребенку как можно лучше, полнее пережить нравственные настроения героев произведения. При анализе произведений не следует акцентировать внимание на том, что что-то в них вымысел, иначе пропадает очарование от прочитанного. Целостный анализ текста позволяет рассматривать все нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения и тем самым способствует более высокому уровню понимания его идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств. Работа в данном направлении в этом учебно - методическом комплексе состоит из нескольких этапов: • содержательный анализ прочитанного; выделение основных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики • определение типов персонажей по роли, которую они играют в произведении, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.) • обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете произведения В ходе беседы, анализа содержания произведения, учитель «подталкивает» учащихся к рассуждению: учит детей находить подтверждение своим предположениям в тексте, сопоставлять факты. В аспекте нравственного воспитания особую ценность представляют этические беседы (проводятся по конкретным вопросам и строятся на конкретном материале). Такие беседы проводились нами на каждом уроке литературного чтения с опорой на литературный текст. На уроках литературного чтения необходимо проводить самостоятельную работу. Учитель предлагает детям различные задания, которые способствуют формированию нравственных представлений. Например, составленные познавательные задачи. При их решении дети используют нравственные понятия при анализе произведения, выражают свое отношение к качествам личности героя. Активизируют деятельность учащихся на уроках литературного чтения следующие вопросы: * Вопросы с противоречиями * Вопросы на установление сходства и различия * Исправь ошибку * Использование проблемной ситуации. Например, перед прочтением сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», детям предлагаются карточки с перечисленными нравственными качествами и слова, характеризующие безнравственного человека. Учитель ставит перед детьми вопрос: « Все ли данные характеристики свойственны главному герою? Отрицательный это персонаж или положительный?» Ответ доказать. Предложить учащимся вопрос: «К какому персонажу относятся «лишние» карточки?». Для поддержания интереса к изучению произведения проводятся уроки различного типа: • Урок - анализ первоисточников • Урок-сопоставление (сравнение произведений со сходным сюжетом). При проведении данного формирующего эксперимента учащиеся сравнивали произведения Н. Носова «Карасик» и В. Осеевой «Почему?», определяли, что общего у главных персонажей, какую мысль хотели донести писатели до читателей. • Урок-комментарий. Проводился при знакомстве с рассказом С. Булгакова «Анна, не грусти». Такая форма работы способствует более вдумчивому чтению, учит детей приводить цитаты. • Урок-панорама • Урок-викторина • Урок-мастерская. Например, при изучении произведений Л.Н. Толстого учащиеся создавали «Дерево добрых поступков» в процессе выполнения разнообразных заданий. • Урок – диспут. Нами был проведен при работе над произведением Н.Носова «На катке». Учащимся предлагался фрагмент текста. Дети, по желанию, делятся на 2 группы. Участники первой группы считают, что ребята не простят Котьку, во второй группе – соответственно противоположное мнение. Участники обеих команд по очереди приводят доводы в пользу своего мнения. Такая организация урока способствует тому, что ребята лучше начинают понимать мотивы поведения героев, учатся аргументировать, подмечать важные детали в тексте, уважать чужую точку зрения. Наряду с методами и приемами работы с литературным текстом используются методы нравственного воспитания: убеждение, приучение, поощрение, наказание. С их помощью у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения. Для того чтобы повысить эффективность работы, систематизировать изученный детьми материал, учащиеся создают проект «Добро и зло в литературных произведениях». На первом этапе этой работы ученики писали небольшую работу-рассуждение, в которой на уровне своего понимания объясняли, что же такое добро или зло, каковы их проявления. По желанию учащиеся перед классом озвучили свою работу. На втором этапе дети самостоятельно, в различных источниках, искали и записывали определения понятиям добро и зло. Учащиеся комментировали, что помогло при выполнении этого задания, или кто помог? Возникали ли трудности? С чем были связаны? Узнали ли они новую информацию? В основном, ребята успешно справились с заданием, конечно же, не без помощи родителей. Учащиеся также зачитывали найденную информацию, за счет чего она лучше откладывается в сознании. Третий этап был творческим: учащиеся изображали добро и зло в виде сказочных, выдуманных существ, аргументировали выбор основного цвета в работе, формы, композиции. Определяли, какая музыка бы подошла к рисунку? Почему? В рисунках, изображающих добро, преобладают круглые формы, желтые, розовые, зеленые цвета. А зло нарисовано с зубами, большое количество углов, темные цвета или яркие и контрастные. Задачей этих трех этапов было рассмотреть ключевые понятия проекта с различных точек зрения. На четвертом этапе дети заполняли таблицу «Добро и зло в литературных произведениях». В первой графе указывалось название изученного произведения, а во второй – какие проявления добра или зла наблюдали в процессе работы с текстом. Этот этап оказался для учащихся наиболее трудным: практически все заменили рассуждения пересказом, несмотря на то, что в течение нескольких уроков по каждому произведению велась тщательная аналитическая работа. Таким образом, у учащихся конкретизируются и систематизируются нравственные представления, расширяется словарный запас, подготавливается почва для перехода от представлений к понятиям. На заключительном, пятом этапе проекта, учащимся было предложено повторно написать небольшое сочинение на тему «Что такое добро и зло» с учетом полученных знаний в процессе изучения литературных произведений. Далее ребята сравнивали свою первую работу с заключительной, делились мнением, какое из сочинений им понравилось больше? Почему? Что помогло в работе? Лучшие детские работы, выполненные в проекте, сканируются и представляются классу с помощью проектора в виде презентации. Список использованной литературы 1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001. – 735 с. 2. Ахметова С.М., Латыпова Е.А. Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения. Троицк, 2010.- 148 с. 3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1979. – 224 с. 4. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. 5. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Литературное чтение: маленькая дверь в большой мир. 2 класс. В 2 ч. - М.: Баласс, 2010. 6. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе. – М.: Академия, 2010. – 288 с. 7. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. – М.: Академия, 2000.- 176 с. 8. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы. – Спб.: Издательство Герцена, 2005. 9. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. – М.: Планета, 2010. – 280 с. 10. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2001. 11. Каирова И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с. 12. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова. Литературное чтение: самое великое чудо на свете. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 13. Коджаспирова Г.М.,Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с. 14. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское народное творчество. – М.: Высш. шк., 1983. – 375 с. 15. Кубасова О.В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. 2 класс. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010. 16. Лихачев Б.Т. Педагогика, курс лекций. – М.: Юрайт, 2000. – 607 с. 17. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Рамзаевой Т.Г. – М.: Высш. шк., 2003. – 168 с. 18. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000. - 666 с. 19. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Российская академия наук, 1999. – 1200 с. 20. Пропп В.Я. Русская сказка. – М.: Лабиринт, 2005.- 328 с. 21. Рыбин В.А. Нравственно – гуманистическая педагогика Нового времени. 1 ч. – М.: Логос, 2006. – 456 с. 22. Сухомлинский В.А. О воспитании. – Спб.: Политиздат, 1975. – 272 с. 23. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. 24. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника. \\ Педагогика, 1997, № 6; с. 186. 25. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Филонова Г.Н. – М.: Педагогика, 1983. – 103 с. 26. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение,1991. – 288 с. 27. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с. 28. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 2 2003 год Редактор Л.В. Кузнецова. (о Сухомлинском, Коменском стр.15) 29. Начальная школа. Под ред. Горецкого В.Г., 2000 № 8 30. Начальная школа. Под ред. Горецкого В.Г., 2007 № 9

Joomla SEF URLs by Artio