Эффективный метод работы на уроках и внеклассных занятиях по литературному чтению - озвучивание советских мультфильмов

Крючкова Светлана Леонидовна,
ГБС(К)ОУ №33 II вида Выборгского района



Мультфильмы любят смотреть и дети, и взрослые. Ведь просмотр мультфильмов это не только веселое времяпровождение, но и воспитательный процесс для ребенка. Многие соглашаются с тем, что старые советские мультфильмы всегда приятнее смотреть, чем зарубежные. В чем же причина? Вероятно, в том, что эти мультфильмы имеют глубоко нравственную основу, в них отсутствуют непристойные фразы и кровавые драки, добро всегда торжествует над злом, любовь и дружба преодолевают любые жизненные проблемы, а знания, полученные на уроках в школе помогают справиться со сказочными злодеями. Знаменитые серии «Ну, погоди» вызывают смех и позитивные эмоции у любого поколения. А сколько добрых песен из советских мультфильмов мы до сих пор храним в своей памяти…
Воспользовавшись добрыми песенками из советских мультфильмов, можно устроить мульконцерт или веселые танцы на дне рождения ребенка. Кроме веселья, в наших мультфильмах очень интересно высмеивают жадность и заставляют детей задуматься, как правильно себя вести в той или иной ситуации. 
К сожалению, большинство мультфильмов, которые современные родители покупают своим детям представляют собой новомодные зарубежные новинки. Многим детям российские мультфильмы смотреть не всегда интересно после остросюжетных и красочных иностранных небылиц. Особую настороженность вызывает то, что практически во всех иностранных мультфильмах присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях. Такие мультфильмы нельзя назвать «добрыми, воспитывающими сказками»
Однако добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они учат ребёнка дружить и сочувствовать, помогать товарищам защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.
Такими характеристикам и обладает большинство советских мультфильмов и некоторые старые «диснеевские» мультфильмы.
В одном из городов несколько лет назад психологи изучали влияние различных мультфильмов на детскую психику. Выяснилось, что после “советских мультиков” дети успокаивались, становились более доброжелательны ми, у них улучшался сон и аппетит. После американских компьютерных мультфильмов у детей усиливались страхи и агрессивность, они начинали капризничать, драться, ломать игрушки. 
Мультфильм – это вид искусства, в котором маленький зритель черпает свои знания и представления об окружающем мире, событиях, представленных в увлекательной и доступной для понимания ребёнком форме. 
Следовательно, мультфильм вызывает естественную заинтересованно сть детей. Мы считаем, что мультфильм можно использовать как средство и метод обучения детей младших классов с нарушенным слухом. Мы решили на своих уроках соединить два интересных ребёнку жанра: мультфильм и ролевую игру. Поскольку ролевая игра также интересный для данной возрастной категории вид деятельности. Поэтому в процессе своей работы на уроках мы используем технологию ролевой игры. В своей работе с целью обучения пониманию читаемого текста и воспитанию любви к чтению мы используем вид деятельности, как озвучивание мультфильма по ролям.
Этот метод работы интересен нам тем, что при разыгрывании детьми сюжета мультфильма по ролям мы решаем свои коррекционные задачи. Опыт нашей работы показал, что именно советские мультфильмы более всего подходят для реализации данных задач.
На уроках часто мы используем технологию ролевой игры при изучении 
самых разных тем. В классе используются карточки, на которых изображены известные личности или герои любимых мультфильмов учащихся. Задача, которая ставится перед ними – сыграть роль мультипликационного героя в определенной коммуникативной ситуации, например, ситуации знакомства, в которой они интересуются, как зовут их собеседника, как у него дела, сколько ему лет, какой он национальности (откуда он), где он живет и т.п. Таким образом, в игровой, более интересной и необычной форме ребята отрабатывают изученные конструкции и вспоминают грамматический материал.
У нас возникла идея использовать не только карточки с изображением героев мультфильмов, а сам мультфильм, сделать самим его озвучивание учащимися нашего класса. Обдумав эту идею, мы пришли к выводу, что такой вид ролевой игры не только повысит мотивацию учащихся к учёбе и внесет разнообразие в учебный процесс, но и активизирует каждого ученика в классе, способствуя развитию его коммуникативных 
навыков. Кроме того, необходимо отметить, что у современных детей наблюдается клиповое мышление и сознание, т.е. особенность восприятия информации посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме слайда, картинки либо видеоклипа. Для них обучение с использованием игровой технологии и визуальной поддержки в виде мультфильма, 
видеоряда будет способствовать более быстрому запоминанию информации, переводя его на подсознательный уровень. 
В нашей школе-интернате № 33 для слабослышащих детей в течение последних лет практикуются инновационные подходы в обучении чтению. 
Таким является создание собственных мультфильмов и озвучивание советских мультфильмов. Озвучивание мультфильмов на уроках литературного чтения способствует развитию навыков связной выразительной и правильной речи.
На подготовительно м этапе мы определяем основную идею нашей работы, ученикам сообщается задание – озвучивание мультфильма, используя определенную изученную тему. После этого происходит выбор подходящего для этой идеи мультфильма. В первом классе видеоролик лучше выбирать самому учителю, поскольку мультфильм должен
удовлетворять определенным требованиям: 
- Речь героев в умеренном темпе 
-Ситуация общения в определенной коммуникативной ситуации 
- Способность учащихся перевести диалоги по данной теме и т.п. 
Данный вид деятельности учащихся стимулирует их речевую активность и желание верно выполнить речевое задание, развивает навыки самоконтроля за собственной речью, а также помогает хорошему усвоению речи слабослышащими учащимися.
Поэтому в работу над мультфильмом были вовлечены все учащиеся класса.
Отметим, что просмотр мультфильма вызывает у детей чувства сопереживания героям, желание поделиться со взрослыми или сверстниками своими впечатлениями, что способствует развитию и совершенствован ию речевых навыков. Вначале с детьми проводилась большая предварительная работа, чтобы процесс создания мультфильма стал для них понятным и осознанным. Во время вступительной беседы учеников знакомим с кинематографиче скими профессиями людей, создающих мультфильмы.
Когда выбор мультфильма осуществлен, происходит его просмотр и определение целей работы и задач, обдумывание реплик героев. При выборе видеоролика следует также учесть, что количество героев мультфильма должно быть меньше, чем количество учеников в группе. 
Это связно с тем, что в группе должны быть ученики-дублеры на случай отсутствия кого-то из «актеров». После распределения ролей учащиеся приступают к изучению собственных 
реплик. 
Можно приступать к репетициям. Когда учащиеся подготовят свое 
выступление, необходимо провести итоговое выступление, сделать анализ проведенной работы, не забывая о самооценке. 
В предверии юбилея баснописца И.А.Крылова мы на уроке внеклассного чтения читали басню «Слон и Моська». Рассматривали картинки, отвечали на вопросы, учили новые слова.
Детям было предложено озвучить одноимённый мультфильм по басне «Слон и Моська». Вначале дети внимательно смотрели мультфильм и слушали оригинальное озвучивание. Затем было убрано первоначальное озвучивание. Дети сами выбирали, кто кем будет, какие звуки будут включены в озвучивание (такие, как лай собаки, трубные звуки слона)
На уроках мы дали учащимся фразы из басни и реплики героев, которые они стали учить.
Дети с большим желанием и очень ответственно отнеслись к основной своей задаче – правильно и выразительно озвучить своего героя. Они сразу стали учить реплики своих персонажей и слова автора. Каждому ученику хотелось озвучить свои слова очень хорошо.
Как только дети выучили свои слова, нами была проведена репетиция- озвучивание мультфильма. В ходе репетиции каждый ученик учатся слушать друг друга, своевременно вступают в диалог, выдерживать необходимые паузы в процессе озвучивания своих героев. В озвучивание мультфильма мы вставили такие звуки, как смех толпы, рёв слона, визг и лай собаки.
Хочется отметить, что данный вид работы очень полезен детям с нарушенным слухом, т.к. данная педагогическая технология, такой подход к ролевой игре полезен не только потому, что повышает мотивацию к обучению, активизирует речевую деятельность, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует развитию коммуникативных навыков.

Joomla SEF URLs by Artio