Басни Крылова

(программа «Школа-2100», 3 класс)

Багно Виктория Викторовна (vikamail530@mail.ru),

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 158

Санкт-Петербурга

 

Цели и задачи  урока:

Предметные: продолжить знакомство учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басни.

Метапредметные:

- познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

- коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

- регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

- личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Форма работы: Индивидуально – групповая

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные регулятивные, личностные

Приемы и методы работы:

Информационно – коммуникационные:

– работа в малых группах;

– беседа

– диалог и обсуждение;

- самостоятельная работа с информацией

–сопоставление,

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.     Портрет И.А.Крылова.

2.     Название темы  урока.

3.     Текст биографии писателя  для работы в группах.

4.     Карточки с заданиями для работы в группах.

5.     Ноутбук, проектор

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте! Начинаем урок внеклассного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня нам предстоит работа в группах. Вспомните правила работы в группе.

II. Актуализация знаний

- Возьмите в группе голубой конверт и прочитаете ключевые слова к уроку.

 Семья офицера.

Учился из милости.

Работал в суде.

Был библиотекарем.

Занимался самообразованием.

Напасал более 200 басен.

- Попробуйте догадаться, с произведениями какого известного автора мы продолжаем знакомиться сегодня на уроке?

Тема урока отражается на слайде.

III. Работа по теме урока

Показ слайдов.

- Посмотрите на фотографии, посвященные писателю, какое у вас складывается впечатление об этом человеке?

- Прочитайте текст о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова и обсудите в группе новую информацию.

- Каждый ученик получает текст на карточке.

Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождение – синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.

Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Левушкой – перебрались в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу все понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.

С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги – спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом. В начале работы в библиотеке было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги и журналы  прошлых лет, и новые издания. Тридцать лет жизни Крылова связаны с петербургской Публичной библиотекой, с 1812 по 1841 годы. Этот труд, конечно, заслуживает большого уважения.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр Iи Николай IIими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

- Что нового вы узнали  из предложенного текста?

- Что вас удивило?

- О чем думали иначе?

- Каким вам представился И.А.Крылов?

IV. Беседа о жанре басни.

- Какие литературные жанры вы знаете?

- Давайте вспомним, что же такое басня?

(Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хищность, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.)

-  Басня начинается или заканчивается моралью.

- Как вы понимаете значение данного слова?

- Мораль - вывод, поучение, где объясняется смысл басни.

- С какими баснями вы познакомились к сегодняшнему уроку? Прочитайте их.

Выразительное чтение басен учащимися представителями от групп.

- Сегодня мы познакомимся с басней «Кот и повар».

- Басня напечатана на карточках.

- Прочитайте басню сначала про себя.

- Кто прочитает вслух?

- Назовите главных героев басни.

- Продолжаем работу в группах.

-Подчеркните в тексте слова, значение которых вам  непонятны.

- Найдите в словаре значение данных слов.

Работа со словарем.

Кабак – в старину: питейное заведение.

Тризна – 1. У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего. (Править тризну). 2. У православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки.

Укорять– то же, что упрекать.

Курчонок – то же, что цыпленок.

-Что необычного в этих словах?

(Эти слова редко употребляются в настоящее время, они являются устаревшими).

- Прочитайте басню еще раз.

- Дайте характеристику главных героев.

- Определите мораль басни.    

- Прочитайте мораль. Над чем она заставляет задуматься?

(Не нужно попусту тратить время на разговоры и безделье).

- Попробуйте найти крылатое выражение.

(А Васька слушает да ест).

- Что оно означает?

Выборочное выставление оценок.

VI. Физкультминутка

Музыкальная пауза

VII. Продолжение работы по теме.

Сейчас мы проверим, как вы подготовились к сегодняшнему уроку.

Конкурс «Назови героя».

- Продолжаем нашу работу.

- А сейчас проведем небольшой конкурс и узнаем, хорошо ли вы знаете басни?

- Возьмите карточку № 2 и в группе выполните  задание.

Конкурс «Назови героя»

- Кто сказал такие слова:

1). «Голубушка, как хороша!

      Ну что за шейка, что за глазки!(Лисица. «Ворона и Лисица»)

2). «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

      Здесь чистое мутить питье

      Мое

      С песком и илом?

      За дерзость такову

       Я голову с тебя сорву»                    (Волк. «Волк и Ягненок»)

3). «Ларец с секретом,

       Так, он и без замка».

        А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

       Не смейтесь так исподтишка!

        Я отыщу секрет, и ларчик вам открою,

        В механике и я чего-нибудь да стою».           (Механик-мудрец «Ларчик»)

4). «Погодите!

      Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».        (Мартышка «Квартет»)

5). «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

       Кур красть?!                           (Крестьянин. «Крестьянин и Лисица»)

- Приглашаем по одному представителю от группы для проверки задания.

- В чем мораль этих басен?

- Продолжаем нашу работу. Предлагаю вам выполнить следующее задание в группе.

- Возьмите карточку № 3.

Конкурс «Собери басню»

Карточки раздаются группам.

- Найдите, какой ответ соответствует предложенному вопросу.

«Как музыке идти?»

(«Квартет»)

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки, могу

Попасть в большие забияки»

 

«Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

(«Осел и Соловей»)

 

«Постойте ж, я сыскал секрет! –

Кричит осел, - мы, верно уж, поладим,

Коль рядом сядем!»

«Соседка, перестань срамиться… -

Тебе ль с Слоном возиться?»

(«Слон и Моська»)

«А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился»

 

«Где можно нас, Гусей,

Несчастнее найти?»

(«Гуси»)

«Да наши предки

Рим спасли!»

 

- Проверим, что у вас получилось? Поменяйтесь  своими карточками с  ребятами из соседней группы. Найдите ошибки  и неточности. Выскажите мнение о работе соседней группы. Вы хорошо поработали дома и знаете многие басни И.А.Крылова.

- Кто выучил басню и хочет ее нам прочитать?

Чтение басен наизусть представителями от групп.

- Как наш город связан с именем великого баснописца? Расскажите.

Показ слайдов.

VIII. Рефлексия. Итог урока

- Сегодня на уроке прозвучало много басен. Каких животных И.А.Крылов наделил человеческими качествами в своих баснях?

-Что вам понравилось на уроке?

- Чему учились на уроке?

Ключевые моменты урока

Все задания на уроке выполнил успешно

Задания на уроке выполнил частично, так как не успевал за темпом работы

Задания на уроке выполнил частично по причине……

Объявление темы урока

 

 

 

Работа с информацией

 

 

 

Беседа о жанре басни

 

 

 

Работа со словарем

 

 

 

Работа над басней «Кот и повар»

 

 

 

Конкурсы

 

 

 

Итог урока. Рефлексия

 

 

 

По желанию напишите ваши  впечатления о работе вашей группы

Выставление оценок. Поощрение слабых учащихся.

IX. Домашнее задание

К следующему уроку вам нужно познакомиться с рассказами «Рассказы о животных» В.Чаплиной, Б.Житкова и Е.Чарушина. Принести прочитанные книги и иллюстрации к ним.

Запишите задание в дневник.

Х. Организационное окончание урока

Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Урок закончен.

Joomla SEF URLs by Artio