Урок литературного чтения

Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И.А.Крылов «Лиса и виноград»

Пронина Вера Борисовна,
МБОУ «Солнечная СОШ №1»,
Тюменская область, Сургутский район

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: начальное общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 3 класс Предмет(ы): Литературное чтение Тема: Место урока в теме: изучение нового материала. Цели урока: Предметные: становление полноценного читателя, способного вступать в диалог с автором с помощью художественного текста. Метапредметные: Развивать умение формулировать цели своей деятельности; Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме; Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез; Личностные: Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать. Задачи: Обучающие: закрепить литературоведческие понятия: басня, мораль, формировать умение сравнивать, сопоставлять литературные явления; умение выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию, совершенствовать навык выразительного чтения. Развивающие: развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление, рассказ (повествование или развитие действия), мораль. Воспитывающие: воспитание культуры общения со сверстниками; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. Оборудование: 1.Учебник Литературное чтение. 3 класс 2. Сводная таблица для сравнения басен Эзопа «Лисица и виноград» и И.А. Крылова «Лиса и виноград». 3. Таблица для ответов «Верные и неверные утверждения». 4. Презентация . 5. Портреты баснописцев. 6. Словари. 7. Тексты басен. 8. Памятки. Технология: использование ИКТ на уроке литературного чтения Ход урока I. Выявление читательского опыта. 1.Орг. момент. СЛАЙД 1 На доске демонстрируются буквы разной высоты: а С Б Н я - Составьте слово, которое будет обозначать тему нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен. СЛАЙД 2 -Что такое басня? СЛАЙД 3 - Вспомните какую модель имеет этот жанр? СЛАЙД 4 - Вспомните фамилии великих баснописцев. II. Этап создания проблемной ситуации. - Обратите внимание на слайд. Кто знает, чьи это портреты? - Почему эти портреты я объединила в одну группу? (это фамилии писателей) - А еще почему? (затрудняются ответить) - Л.Н. Толстой перевёл басни Эзопа с др. греческого языка. Как вы думаете, в какой форме он создал басни? III. Этап формулирования проблемы. СЛАЙД 5 Мы не знаем, почему эти писатели объединены в одну группу. - Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать? (Что объединяет между собой И. Крылова и Эзопа). IV. Этап целеполагания. - Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с произведениями И. Крылова, Эзопа и выяснить, почему они объединены.) V. Этап поиска решения проблемы. 1. Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо наметить план нашего исследования. СЛАЙД 6 - С чего мы начнем решение нашей проблемы? - - Что бы вы сделали сначала, что затем для решения проблемы? - Определите оптимальный вариант решения проблемы. (2, 3, 1)  Выяснить, что объединяет между собой этих писателей?  Изучить произведения этих писателей.  Выявить, чем похожи произведения этих писателей. - Сегодня на уроке в ходе своих исследований мы должны разрешить нашу проблему. 2. Выступление ребят о биографии баснописцев. СЛАЙДЫ : 7 – 19 3. Инсценировка басни И. А. Крылова «Лиса и виноград». 4. Чтение басни Эзопа «Лисица и виноград». 5. Исследовательская работа в группах. Работать вы сегодня будете в группах. Не забывайте об этапах работы в группе. Помните, тот, кто будет представлять результаты исследований, должен говорить от всей группы. Вы же работаете вместе. Первая группа: 1) Что такое иносказательная речь? Как по- другому называют иносказательную речь? 2) Почему басни еще называют нравоучительными произведениями? Басня - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания. Герои произведения напоминают нам людей, хотя обычно это условные звери. Понять читателю данное произведение помогает мораль – вывод автора, его оценка того, что он изобразил. Почти всегда состоит из двух частей: эпической (описательной) и нравоучительной. Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди. Их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение – мораль. Басни возникли в древней Греции. Их сочинял талантливый и мудрый раб – Эзоп. Его басни – это очень краткие рассказы с намеками, скрытым смыслом. Язык басен Эзопа меток, точен. Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа. Приём, когда баснописцы изображают животных, а имеют ввиду людей, иносказание придумал Эзоп, который жил около трёх тысяч лет назад в Древней Греции. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях. Вторая группа. Прочитайте высказывание Крылова. « Люблю, где случай есть, пороки пощипать» 1) Как вы понимаете, такое порок? Узнать значение слова парок из словаря. 2) Как вы понимаете это высказывание? Дать объяснение. Задание. Соотнесите строчки из басен с названием. Крылатые слова «Да только воз и ныне там» Зеркало и Обезьяна «Сильнее кошки зверя нет» Стрекоза и муравей «Вперёд чужой беде не смейся, голубок» Ворона и Лисица «Не любит узнавать никто себя в сатире» Лебедь, Щука и Рак «Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!» Мышь и Крыса «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Чиж и Голубь Третья группа Сравнить басни И. А. Крылова и Эзопа и составить сводную таблицу АВТОР Эзоп Крылов НАЗВАНИЕ ФОРМА ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ ВСТУПЛЕНИЕ Развитие действия Мораль Устойчивые выражения АВТОР Эзоп Крылов НАЗВАНИЕ ФОРМА проза стихотворная ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ лиса Кума- лиса ВСТУПЛЕНИЕ Голодная лиса увидела виноградную лозу Голодная кума – лисица залезла в сад: В нём винограду кисти рделись Развитие действия Хотела добраться, да не смогла У кумушки глаза и зубы разгорелись, кисти сочные горят, висят высоко, пробившись попусту час целый Мораль Иные не могут добиться успеха, а винят в этом обстоятельства скрытая Устойчивые выражения Хоть видит око, Да зуб неймёт VI. Итог урока. Самоанализ урока. Рефлексия настроения. Я предлагаю поиграть в игру « Верите ли Вы, что...» Правила: 1. У вас на парте лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала номера вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что...». 3.Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « - » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Верите ли вы, что... 1. ... басня – это короткий рассказ, в котором действуют растения, животные, вещи, а подразумеваются люди, их поступки. 2. ... басня содержит скрытый смысл. 3. ... в баснях высмеиваются достоинства людей. 4. ... басня содержит мораль. 5. ... басни возникли в Древней Греции. 6. ... автор первых басен – Эзоп. 7. ... И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник. 8. ... баснописец – писатель, который сочиняет басни. 9. ... басня может быть в прозаической и стихотворной форме. 10. ... в басне часто встречаются сравнения, устойчивые выражения - Какие вопросы вызвали затруднения? - Кто может сказать, над какой проблемой мы сегодня работали? Какую проблему мы сегодня должны были разрешить? (Почему фамилии этих авторов записаны в одну группу?) - Какой результат в ходе исследования мы получили? Как ответим мы на этот вопрос? (Они все баснописцы) - Поднимите руки, кто доволен своей работай? - Поднимите руки, кто не доволен работой? Почему?

Joomla SEF URLs by Artio