Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

А. Введенский. «Учёный Петя», «Лошадка»

Архипова Ирина Анатольевна,
учитель младших классов
школы № 346 Санкт-Петербурга

Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; совершенствовать умение различать жанры устного народного творчества, отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование: выставка детских журналов, книги А. Введенского, карточки с заданиями, стихами А. Введенского, портреты А. Введенского, Д. Хармса, С. Маршака; фотографии или картинки для словарной работы, презентация.

 

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Федина конфетина.

В буфете вздыхает конфетина,

Страдает конфетина Федина:

Не нравится Федя конфете –

Конфета мечтает о Пете.

И Петя Петров проникает в буфет

И больше у Феди конфетины нет,

Лишь фантик остался в буфете

На память о бедной конфете.

 

П. Синявский

- Объясните значение слова «буфет»?

( ответы детей, демонстрация фотографии – предмета мебели)

- Прочитайте сначала медленно, затем – постепенно ускоряя темп.

- Начните быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте с удивлением, вопросительно, сердито, весело, утвердительно, скороговоркой.

- Какое это стихотворение? Как его нужно читать?

- Какие умения вы развивали, выполняя это задание?

III. Проверка домашнего задания.

На доске портреты Д. Хармса и С. Маршака.

- Назовите писателей, чьи портреты вы видите.

- Что объединяет этих писателей?

- На доске нет портрета ещё одного писателя ( т.к. не сохранилось ни одной фотографии поэта), который дружил с Д.Хармсом и С. Я.Маршаком, писал стихи для детей. Назовите его фамилию.

Выразительное чтение стихотворения ( или чтение наизусть).

IV. Работа по теме урока.

1.- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, который дружил с Д. Хармсом, С. Маршаком, Ю. Владимировым. Посмотрите в учебник на стр. 177-180, 182-183. Кто автор этих стихов?

(на доске появляется портрет А. Введенского)

- Александр Иванович Введенский ( 1904 – 1941) – автор более 40 книг для детей. Он начал писать стихи ещё когда учился в школе. Увлекался литературой в школе. А когда пришло время окончания школы, не смог сдать один единственный экзамен – по литературе. После школы Введенский учился в Петербургском университете, где получил филологическое образование[1]. Введенский признан одним из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. В своём творчестве писатель опирался на русское народное творчество. Его произведения выросли из всякого рода небылиц, докучных сказок и закличек.

Для справки:

Докучная сказка сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Пример докучной сказки:

Сказка про белого бычка.

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

…Скажи...

- Помните ли вы, что такое заклички, набылицы, потешки?

- Продолжите перечислять жанры устного народного творчества.

2. Работа в группах.

- Прочитайте текст на карточках и определите жанр устного народного творчества. (после обсуждения один из группы читает текст и высказывает мнение группы)[2]

3. Стихотворение « Учёный Петя»

- На стр. 177-180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чём оно?

- Прочитайте стихотворение.

- Какие чувства у вас возникли, чему вы улыбались?

- Как бы вы ответили на вопрос автора?

- Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключается учёность Пети?

- Соотнесите название и содержание стихотворения? Что вызывает улыбку?

V. Физкультминутка.

VI.Продолжение работы по теме урока.

1. Стихотворение «Лошадка»

- На стр.182 – 183 рассмотрите иллюстрацию к стихотворению, прочитайте название и предположите о чём оно.

- Прочитайте стихотворение. ( читают самостоятельно)

- Что было непонятно?

( Дрожки – лёгкий четырёхколёсный экипаж, повозка. Слайд 11)

2. Творческая работа.

- Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками и него.

3. Игра в слова.

- На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них.

Ножки, старушки, она, жила, закладывали, вдруг, столбик, плакат,

проход, водопровод, говорят, сухарь, подарили, букварь.

VII. Рефлексия. ( слайд 13)

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалите себя?

- Что у вас получилось лучше всего?

VIII. Подведение итогов урока.

- С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

- Какие стихи вы читали?

- Какими языками владел А. Введенский? Какие сведения помогли вам сделать такой вывод?

Домашнее задание.

Повторить произведения изученного раздела.

Использованная литература:

1. «Методическое пособие для учителей», С.В.Кутявина, издат. «Вако», Москва, 2012

2. «Литература и фантазия», сост. Л.Е. Стрельцова, изд."Просвещение", 1992



[1] «филология» в переводе с греческого языка обозначает «любовь к слову, знаниям», филолог изучает древние языки

[2]тексты для задания можно найти в книге «Литература и фантазия», сост. Стрельцова Л. Е., издат. «Просвещение», 1992

 

Joomla SEF URLs by Artio