Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Урок ИЗО во 2 классе

О чем говорят украшения

  Шельвинская Наталья Юрьевна,

учитель Специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы (VIII вида) № 502

 

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы " О чем говорят украшения. Кружевные узоры. " с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию:

Образовательные:

дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;

познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

Развивающие:

создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;

совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные:

создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;

воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения:частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

Групповая

Индивидуальная

Фронтальная

Оборудование урока:  гуашь, кисти, альбомная бумага.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

- Подарите улыбку соседу, учителю.

Проверка готовности рабочего места.

II. Введение в тему.

- Послушайте отрывок из книги "Волшебные узоры"

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

- Ответьте на вопросы:

Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?

Из чего создавала она свои кружевные изделия?

- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. 

Слайд 1

 

 

- Посмотрите, как красивы творения мастериц! О чем они нам говорят?

- А что помогает им создавать такую красоту? (фантазия, наблюдение за природой, умение применять знания на практике.)

Поэтому тема нашего урока : « О чем говорят украшения».

III. Новый материал.

- Сегодня нам нужно придумать свои украшения. Но прежде, чем украсить изделие, подумайте и скажите:

- А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

- Где мы их можем наблюдать?

- Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

Слайд 2

 

                              

                                         

 

- Посмотри на украшения с драгоценными камнями. Они говорят нам о  листиках и цветах с капельками росы.

- Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

Слайд 3

                                    

- С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

(  Сначала сделать много рисунков цветов и листьев. Потом придумать из них узор для украшения изделия. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

- Рассмотрите это кружево.

Слайд 4

 

-О чем оно может рассказать?

-Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

Слайд 5

 

          

- Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.

- А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…

-   Почему человеку хотелось украшаться?

Источником вдохновения послужила сама природа. Наблюдая за птицами, животными, деревьями и цветами человеку, как частичке этой природы, тоже хотелось каких-то перемен в своей внешности. Цветы на дереве, цветущий луг, оперение птиц, мягкие, пушистые животные – вот источники вдохновения.

   -Мы сегодня говорили, какой  головной убор украшал головы женщин на Руси?

Как он называется? (кокошник)

    По древней традиции, замужние женщины покрывали свои волосы.  Парадным или торжественным головным убором замужних женщин являлся - кокошник, сделанный из твёрдого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний его край часто подшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Слайд 6

 

                                                                    

 

 

Физкультминутка

IV. Практическая самостоятельная работа в группе.

-Давайте мы с вами тоже побудем мастерами и попробуем украсить кокошник кружевами и камнями. Поработаем парами. Один из вас украсит кокошник кружевами, а другой камнями, а затем поменяйтесь работами и закончите рисунок.

-Подумайте, о чем сможет рассказать ваш кокошник?

-А узор вам подскажет ваше воображение и фантазия.

Задание: украсить кокошник заданной формы.

V.Выставка работ.

V I.Итог урока.

(В заключение учитель подводит детей к мысли о бережном отношении к природе, о красоте, которую создает природа.)
- Прочитайте ещё раз тему нашего урока. 
- Как вы думаете, о чем говорят украшения?
- Подведите итог, закончив любое предложение…
1. Сегодня я узнал… 
2. Меня удивило… 
3. Я приобрел… 
4. Я попробую… 
5. Мне захотелось… 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

  

Joomla SEF URLs by Artio