Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

                              Конспект   урока   с   презентацией

       «По тропам сказочной России от Дымково до Хохломы»

              Урок изобразительного искусства в 3-ем классе

               по образовательной системе «Школа России»

                                                                 Школьник Александра Юрьевна

                               учитель начальных классов ГБОУ СОШ №118

 

Цели урока:

1.Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному  замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи  (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

2.Развивать эстетическое восприятие, чувство  цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3.Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Задачи:Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные:

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве с народным творчеством русских мастеров;

-формирование осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;

-готовность открыто выражать свою позицию на уроках;

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);

–исправление свих ошибок во время практической деятельности;

-удерживание цели деятельности до получения её результата;

-выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма построения узора и выбор цвета);

-оценивание (сравнение с эталоном) результатов своей и чужой деятельности;

 

Познавательные:

-развивать умения строить устные высказывания, способности учащихся управлять своей познавательной деятельностью;

-учить различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент);

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

-учить слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог, сотрудничать  с другими людьми в решении учебных задач, адекватно оценивать себя.

Метапредметные:

-формировать умения продуктивно организовать свои дела;

-работать с информацией;

-эффективно общаться;

-развивать способность к самообразованию.

Тип урока: творческий проект.

Вид урока:смешанный ( сочетание различных видов на одном уроке).

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Основные методы и технологии УУД, используемые  в рамках урока

·        здоровье- сберегающая технология;

·        технология проблемно-диалогического обучения;

·        игровая технология;

·        информационно-коммуникативная технология;

·        проектная технология;

·        технология оценки учебных успехов.

 

 

 

Оборудование:

1.    Для учащихся:

·         модель для раскрашивания «Дымковская игрушка»

·         гуашь

·         кисти

·         баночка для воды

·         лист бумаги

·         салфетка

·         тычок (ватные палочки 2 штуки)

·         простой карандаш

·         ластик

2.    Для учителя:

·дымковские игрушки

·  плакаты «Дымковская игрушка»

·презентации «Дымковская игрушка», «Наш словарь»

План урока (45 мин):

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. ( 3-5 мин.)

2.Теоретическая часть. Вводная беседа с выступлениями учащихся, демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций.(10-15 мин.)

3.Объяснение последовательности росписи (5 мин.)

4.Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. (15-20мин.)

5.Заключительная часть. Подведение итогов.(5 мин.)

                             Ход урока:

Учитель: Сегодня, ребята, к нам на урок пришла Росиночка.

Она   волшебница   ифея

Страны старинных мастеров.

И пусть над ней столетья веют

Чудесных красок и цветов.

 

Она, как прежде,всех красивей,

Пройдём с Росиночкой и мы

По тропам сказочной России

От Дымково до Хохломы.

 

Спроси - Росиночка расскажет,

Как светит Гжели синева.

Скажи – Росиночка покажет,

Как оживают кружева.

 

Как отражается в озёрах

Волшебных красок хоровод,

Цветут поля, чернеют горы,

И в небе золото поёт.

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо- мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и Дымковская слобода славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

(Выходят дети с дымковскими игрушками читают стихи и выставляют игрушки на подставку)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

 

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Учитель:Первоначально дымковская игрушка была свистулькой на которой можно было воспроизвести мелодию.

(ученик свистит)

Учитель:Позже свистульки уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовленной на продажу. И здесь происходит изменение её значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из старины глубокой.

(дети читают стихи)

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!

 

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами!

Учитель:Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника –оборки.

По белому полю мастерицы щедро разбрасывали круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

В руках – сумочка зонтик, коромысло и т.д.

-Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства.

(Дети рассматривают игрушки, плакаты, презентации )

Учитель:особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Учитель: Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На груди его  сияет круг – символ солнца.

Голосисты эти птицы 

И нарядны, словно ситцы!

-И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Дети: Мы игрушки знатные,

            Складные да ладные,

           Мы повсюду славимся,

          Мы и вам понравимся!

( Конец показа плакатов, презентаций )

ВОПРОС: что общего у всех этих игрушек?

- Весёлые, праздничные, нарядные.

ВОПРОС:нравятся    ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Как можно расписать эти игрушки, какие элементы лучше отобрать?

ОТВЕТ:кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы ….

ВОПРОС: какие цвета любят мастера Дымково?

ОТВЕТ: яркие, нарядные – красный, синий, малиновый, жёлтый, оранжевый, зелёный.

Учитель:Ребята! Предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модели дымковской игрушки.

Прежде чем вы приступите к работе, рассмотрите наряд Росиночки и скажите, какой росписью украсила художница платье девочки, какие элементы использовала? Перечислите все виды росписи, которые вам известны?

 

-В какой последовательности выполняются элементы дымковской росписи и расписываются изделия?

( от крупных деталей к мелким)

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ( звучит русская народная мелодия)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: ЯРМАРКА. Дети выбирают лучшие работы на выставку.

В конце урока вопросы от Росиночки «Наш словарь»

-Что означает слово ОБЕРЕГ?

(охранять, защищать)

-Назовите значение слова ЯРМАРКА.

(ежегодно устраиваемый рынок)

-Что такое СЛОБОДА ?

-посёлок около города, пригород.

-Где применяют ПОТАЛЬ?

 

Учитель:-  урок окончен, приступаем к уборке рабочих мест.

Joomla SEF URLs by Artio