Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект урока ИЗО в 3-м классе

Искусство в твоем доме. Твои игрушки.

 

Первушина Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов,

 ГОУ СОШ №285 г. Санкт-Петербурга


Третий класс.

Тема - «Искусство вокруг нас»

В этом классе расширяется круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью. Вся окружающая действительность наполнена предметами материальной культуры, которых мы часто не замечаем. Помочь увидеть школьникам деятельность художника, познакомить с ней, дать возможность сделать что-то собственными руками - главная цель учителя.

Ребёнок должен обучаться воспринимать любое искусство без отрыва от его жизненных, духовных, нравственно-эстетических функций.

 

1 четверть «Искусство в твоём доме».

Урок 1: «Твои игрушки» (создание формы)

Эта тема посвящена самым дорогим и близким ребенку предметам искусства в доме - игрушкам. Игрушки эти самые разнообразные: мягкие игрушки, резиновые, надувные, заводные, многочисленные куклы в красивых нарядах и т.п. Если предварительно предложить ребятам рассмотреть свои игрушки дома и принести в класс самую любимую, то на уроке можно устроить настоящий праздник игрушек.

Обычно мы не знаем имен художников, которые участвуют в создании игрушек, потому что, над их проектами трудится много людей.

 

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание звучало так:

Рассмотри внимательно игрушки, которые есть у тебя дома.

-Расскажи о материале, из которого они сделаны.

-Чем они украшены? 

 Принеси самую любимую твою игрушку.

 -Почему она больше всего нравится тебе, из чего она сделана, как украшена?

 

2.Историческая справка. Как возникла игрушка?

С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. Игрушкам придавалось магическое значение.

По материалам археологических исследований известны игрушки Древнего Египта- куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи и др.(3000лет до н.э.)

От Древнего Китая до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница(3 век до н.э.)

В детских погребениях античности (Греция, Рим) обнаружены игрушки из слоновой кости, янтаря: куклы, марионетки, фигурки животных. Уже в то время по заказу богатых рабовладельцев крупные художники делали из серебра и мрамора игрушки с заводными механизмами.

В Афинах и Риме существовала развитая торговля игрушками: волчками, мячами, деревянными подвижными игрушками, куклами .....

На территории нашей страны найдены (2000лет до н.э.)  погремушки и сосуды из косточек, свистульки, куклы(10-18вв.)

Затем (16в.) появляются игрушки (детей феодалов) небывалой роскоши - куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полной обстановкой, резная мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости. Эти игрушки часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности. Некоторые игрушки предназначались для взрослых - это были французские и немецкие заводные музыкальные игрушки.

Для мальчиков из богатых семей, создавали  игрушки, прививавшие им интерес к военному делу, мореходству и технике (рыцари на конях, галеры из олова и серебра).

Для простого народа делали игрушки дешевые из дерева и гипса.

Игрушки, в зависимости от материала, из которого они сделаны делятся на: деревянные, металлические, мягкие (из тканей), из папье-маше (большие кони, театральные куклы), стеклянные (елочные).

 

3. Беседа  по теме урока.

-Сегодня наш урок посвящен  ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ.

Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Слободе Дымково около 500лет. Основана она еще при Иване3, великом князе Московском, окончательно объединившем русские земли вокруг Москвы. Находится на берегу реки Вятки, близ города Вятки. Слободчане издавна занимались рыболовством и делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняную игрушку лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже - Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Перед веселой частью праздника была и другая - утром в тот же день поминали усопших. Но в 19веке поминовение становилось все короче, а гульба  все длиннее, захватывала и следующий  день, а иногда даже и третий. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна между рамами.

Ассортимент дымковских игрушек разнообразен.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка,  конька, барашка, лошадку, всадника на коне.

И вот - на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Но громче всех слышится заливистый свист на весеннем празднике - Свистуньи.

Приходит зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так каждый год. А потом   придумали лепить из глины другие игрушки. Сначала появились фигуры более крупные, приближающиеся к декоративной настольной скульптуре - барыни, няньки, кормилицы, водоноски, лихие гусары, крупные фигуры зверей и птиц. Затем, целые композиции, например масленичное катание по наклонным бревнам, облитым водой и покрывшимся ледяной корочкой; доярка с коровой;  ездок  в нартах, запряженных собаками и оленями.

Водоноски обычно разряжены, ведь когда-то по воду ходили в лучших одеждах. Девушки стремились себя показать кавалерам. А изображение оленей вовсе не взято с картинок. Рассказывают, что в старину на масленичные ярмарки приезжали с Севера в Вятку оленеводы и за медяки катали на оленях ребятишек.

-Как делают такие красивые игрушки? 

Представьте,  что мы оказались в художественной мастерской дымковской игрушки.

Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками, коробки с яйцами. Молоко. Вот почти все, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, увидевший глиняные игрушки.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется все просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше,  расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой - оказалась это юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик приделала и ......поставила фигурку сушиться.

Стоит водоноска, сохнет. А мастерица новую водоноску лепит. Глядишь - совсем другая: кокошник по-иному, на юбочке передник с оборками, а коромысло не на двух плечах, а на одном.

На лавке уже много глиняных влажных водоносок сохнет. Ждут обжигания в печи. Сейчас в мастерских специальные печи обжига. А раньше игрушки закаляли в русских печах. Топили жаркими березовыми дровами и ставили в печь. Из печи они выходят закаленные, крепкие, звонкие.

Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать их. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок!

Но, оказывается, еще не все закончено. Предстоит довольно хитрая работа -«сажать золото».Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб лепесточки не улетели.

Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барыням на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки.

И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично!

(Рассказ учителя сопровождается просмотром слайдов, дети рассматривают игрушки, высказывают свое отношение, любуются ими, сравнивают игрушки народных промыслов и заводские игрушки, отмечают особенности произведений народных умельцев - их образность, индивидуальность, фантазию)

Затем дети знакомятся с образцами игрушек Филимонова, Городца.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Село Филимоново - в Тульской области. Как и все народные мастера, филимоновские игрушечницы не стремятся к правдоподобию. Игрушка - как сказка: все так, да не так. Сказка - отнюдь не реальная жизнь, хоть и есть в ней Аленушка и братец Иванушка, и старуха со своим стариком. И в игрушке так же. И глаза, и шея, и грива Конь! Да, конь. Но сказочный конь. С чрезмерно длинной шеей. Полосатый. А мастью не только с конем, но и, вообще, ни с каким животным ни сравним. В задачу сельской мастерицы не входит намерение исказить образ животного - коня, коровушки, бычка, барашка, медведя, сделать его почуднее. Совсем нет! Здесь все - пластичный материал- глина, удлиненная форма шеи, красочные полосы - подчеркивают грацию сказочного зверя, его изящность.

ГОРОДЕЦКАЯ ИГРУШКА

В древности Городец на Волге назывался Малым Китежем. Он славился мастерами- «домовиками», главным делом которых было строительство домов. Дома они покрывали резьбой. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников - свадебных, именинных. На них изображались бытовые сцены, птицы, персонажи из сказок, кони, рыбы, колесные пароходы, только что появившееся на Волге.

Самая распространенная и древняя городецкая игрушка- конек; типы коньков разные - один конек на колесиках, два - в упряжке, тройки лихие с возком и седоками. Шеи коньков могучие, крутые, а головки маленькие с высокими чуткими ушами. Сильный, настороженный получался конь - живой. А по цвету сказочный - красный, в желтых или золотых яблочках. Для раскраски бралась густо-малиновая краска - фуксин. Фуксин наливали в горшки, макали туда конька, а потом, просушив, наносили яблочки.

Образ коня - древний, связанный с культом солнца. Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь их всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий, принесут достаток и радость в дом. Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, детских люльках, сделали коня главной игрушкой.

В стихах про бурлака Некрасов писал:

                                 Он гордо шел, жуя калач,

                                 Он нес жене своей кумач,

                                 Платок сестре - а для детей

                                 В сусальном золоте коней!

-Поднимите руки, у кого из вас были игрушки-лошадки?

 

4.Практическая работа.

Детям предлагается побывать в роли мастера постройки, создавая форму придуманной игрушки.

Игрушки могут быть самыми разнообразными - декоративные бабы, лошадки, фантастические птицы, звери и т.п. Лепят дети из одноцветного пластилина или из глины методом вытягивания, начиная с больших форм, постепенно переходя на деталировку. На это нужно все время обращать внимание - от общей массы к мелочам.

При работе можно пользоваться стеками.

Во время работы целесообразно еще раз просмотреть некоторые слайды или рассмотреть сами игрушки, чтобы убедиться, что народные мастера при создании своих игрушек сначала уделяли внимание крупным, большим формам, общим пропорциям, а только затем приступали к затейливым узорам, придавая живость силуэту (на примере дымковской игрушки)

Свой оригинальный, неповторимый образец создает каждый ребенок.

В конце занятия учитель покрывает игрушки водоэмульсионной краской, подготавливая к дальнейшей росписи.

 

5.Задание на дом:

посмотреть дома игрушки, рассказать о материалах, из которого они сделаны, чем украшены. Поискать в книгах примеры игрушек народных промыслов, постараться что-нибудь узнать о самих промыслах дополнительно к тому, о чем говорилось на уроке.     

 

 

 

Урок 2 «Твои игрушки» (роспись)

1.Повторение и обобщение изученного на прошлом уроке.

-Дома вы должны были найти в книгах примеры игрушек народных промыслов (учитель вместе со всем классом рассматривает книги, которые принесли дети).

-Кто из вас нашёл дома материал о самих промыслах?

На этом уроке дети повторяют виды игрушек, вспоминают как мастер- художник создает игрушку. Говорят о том, что и они сами попытались быть такими мастерами, создав объемной вариант своей игрушки, они были мастерами постройки.

2. Объявление темы урока.

-А сегодня вы будете мастерами украшения. Вам надо решить задачу, которая возникает перед каждым художником декоративно-прикладного искусства - добиться единства формы и декора. Художники не только создают декоративную роспись предметов быта, окружающих нас в повседневной жизни, но и формы этих предметов. Очень важно, чтобы внешнее оформление (роспись, моделирование костюма, если это кукла, и пр.) не мешало форме и  конструкции игрушки, а, наоборот, дополняло ее. Рассмотрим образцы народной игрушки, где роспись часто  усиливает динамику самой игрушки, то подчеркивает ее статику, монументальность.

 

3.Практическая работа.

Ученики приступают к декоративной росписи своей игрушки(гуашью маленькими кистями по загрунтованной поверхности), предварительно просмотрев слайды народных игрушек, образцы самих игрушек.

Во время практической работы особое внимание следует обращать на целостность цветового решения всей игрушки. Следует вспомнить о том, какие цвета создают радостный, веселый образ, а какие грустный, что дает цветовой контраст, какими цветами можно оживить игрушку, а какими, наоборот ,можно сделать ее более спокойной.

Полезно рассказать детям, что народные мастера в деревнях, слободах, создавая свои игрушки, часто пели при этом. На уроке в качестве фона может прозвучать русская народная музыка.

 

4.Итог:

Выставка работ учащихся. 

Joomla SEF URLs by Artio