Интегрированный урок

Способы представления информации
на примере анализа басен И.А.Крылова

Яблокова Ольга Михайловна

 

Цели урока:

1. Обобщить полученные знания по жанру басен (в частности басен И.А.Крылова).

2. Рассмотреть на практике различные способы представления информации на примере различных видов учебной деятельности.

Задачи:

1. Проверить навыки выразительного чтения, умения видеть главное в литературном произведении.

2. Проверить понимание таких категорий, как «информация», «способы представления информации».

3. Организовывать работу учащихся в группах для достижения поставленной цели, создавать мотивацию по овладению новыми знаниями.

4. Развивать эффективность «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности учащихся через введение в процесс обсуждения стратегии «обдумывание».

5. Воспитывать культуру обмена мнениями, свободную от агрессивной напористости;

6. Развивать способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления.

Белая шляпа

Образ мыслей в белой шляпе направлен на факты, недостающую информацию. Режим работы в белой шляпе требует беспристрастности и объективности, он исключает «личные соображения». Используя белую шляпу мышления и соответствующий ей образ мыслей, необходимо стремиться к накоплению как можно большего количества достоверной информации.

Чёрная шляпа.

Главное достоинство мышления в черной шляпе состоит в том, что надевающие ее люди проводят четкую границу между отрицанием, выстроенном на эмоциях, и отрицанием, построенном на основе неумолимых фактов. Все приводимые доводы должны выглядеть обоснованно. Надевающий черную шляпу человек сосредоточивает свое внимание на обнаружении «слабых» мест в обсуждаемой проблеме. Процесс мышления в черной шляпе отличается строгой логикой и обоснованностью позиций. Выводы, сделанные под полями черной шляпы, заставляют принять во внимание все погрешности, доработать планы и довести решения почти до совершенства. Именно в этом и заключается польза от процесса мышления в черной шляпе.

Желтая шляпа.

Несмотря на положительные моменты мышления в черной шляпе, все новые идеи, новые перспективы и новые повороты в судьбе следует встречать в желтой шляпе. Мышление в желтой шляпе основано на другой мотивации. Позитивизм желтой |шляпы основан не на выявлении личностной выгоды от идеи, а на готовности эту идею принять и сознательно найти в ней положительные моменты. Образ мыслей в желтой шляпе требует от человека такой же дисциплины, как и типы мышления в шляпах белой и чёрной. Человек, использующий данный тип мышления, должен сделать всё, чтобы найти обоснование своему оптимизму. Основная задача мышления в желтой шляпе заключается в обнаружении положительных моментов и их логическом обосновании.

Зеленая шляпа.

В обыденной жизни человек мастерски может использовать желтую шляпу, но... оставаться не способным к творческим начинаниям. Творческое начало напрямую связано с нововведениями, изобретениями, рождением новых идей. Здесь уместно остановиться на понятии «творчество». В английском языке данное слово имеет широкий спектр толкований. Первое значение этого слова - «созидание», «осуществление». Второе значение слова «творчество» связано с понятием новизны. Здесь снова уместно остановиться и определить, что следует понимать под новизной. Существует понятие относительной новизны. Если для кого-то в конкретной ситуации при конкретных обстоятельствах что-то является действительно новым, неизвестным, но где-то об этом уже давно знают и используют, то такая новизна относительна. Второй вид новизны - абсолютная новизна; здесь речь идет об изобретении или рождении концепции, до сих пор никому неизвестной.

Синяя шляпа.

У синешляпного мышления есть еще очень важная функция- объединение, обобщение всей информации, что была накоплена в процессе обсуждения, и на этой основе планирование, определение направлений последующих действий. Очень важно точно определить суть проблемы и ее границы, сосредоточить, сфокусировать свое внимание на поставленной проблеме. Работа под полями синей шляпы самая сложная и ответственная, здесь особую роль приобретает самодисциплина, выражающаяся в сознательном стремлении каждого настроиться на определенный тип восприятия; иначе может получиться процесс обсуждения под названием «переливание из пустого в порожнее», где главным содержанием являются бессмысленные, бессодержательные споры. Важным моментом при использовании синей шляпы является волевой самоконтроль не только для того, кто работает под ее полями, но и для каждого участника обсуждения.

Красная шляпа.

Образ мыслей под полями красной шляпы связан с чувствами, с проявлением эмоций. Обязанность мышления в красной шляпе состоит в том, чтобы выделить эмоции, и в процессе принятия решения учитывать их воздействие, потому что укрыться от их влияния невозможно: эмоции, чувства, предчувствия, интуиция обладают удивительной проникающей способностью и представляют из себя реальную силу. Если чувствам и эмоциям «закрыт ход» к процессу мышления, они найдут возможность и будут воздействовать косвенно, зачастую негативно.

Подготовительная работа.

На уроке организуются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

Актеры - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);

Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта);

Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта);

Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли актёров, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд длится 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление «актеров»;

  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;

  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);

  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10 –бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.

    Критерии оценивания группы новаторов- актеров: четкость речи, актерское мастерство, эмоциональная подача материала.

    Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

  • 0.5 минуты- смена ролевых позиций для групп.

    Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

 

Группы

Актеры

Оптимисты

Пессимисты

Итого

1 группа

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

Характер — неповторимое, уникальное сочетание особенностей личности. Характер как важная особенность личности определяет наши поступки, мысли, чувства, отношения. Поэтому по поступкам и проявлениям отношения мы можем судить о характере человека. Если человек нам хорошо знаком, мы лучше представляем себе его характер и можем даже предвидеть, заранее предугадать, как он поведёт себя, что скажет. Описывая характер своего знакомого, мы начинаем с тех черт, которые отличают его от всех остальных людей. Посмотри на рисунок в начале этого урока. Эти герои мультфильмов тебе хорошо известны. Попробуй описать характер каждого из персонажей.

Иногда, чтобы описать личность человека, достаточно назвать одну, но очень ёмкую черту характера. Например, сказать, что человек оптимист или пессимист. Тебе знакомы эти слова? Если можешь — объясни, что они обозначают.

 

 

 

Оптимист — это человек, который ждёт от жизни только хорошее, редко огорчается неудачам, в душе всегда надеясь, что удача ждёт его за следующим поворотом.

 

 

И напротив, человек, который не верит в удачу, думает, что жизнь нам готовит только неприятные сюрпризы, — это пессимист.

 

- Как ты думаешь, на кого ты больше похож: на кота Леопольда или ослика Иа-Иа? Попробуй определить, кого из персонажей рисунка можно назвать оптимистом, а кого — пессимистом.

Все известные черты характера можно разделить на несколько групп. Одни определяют наше отношение к другим людям. Например, отзывчивость, доброта, честность или эгоизм, бессердечность, хитрость. Другая группа объединяет черты характера, которые мы проявляем по отношению к какому-то делу: добросовестность, аккуратность, необязательность, небрежность. И третья группа черт характера определяет отношение к самому себе. Какие это черты? Самоуважение, самолюбие.

Задание на конкурс было дано дифференцированно (по степени подготовленности учеников и трудности выполнения задания). Все группы готовили инсценирование басни наизусть.

Инсценировка выбранных учащимися басен, проводится по заданному плану:

  • Выберите басню.

  • Подготовьте ее чтение в лицах.

  • Представьте себе героев, которых собираетесь играть.

  • Проследите за своей речью и речью товарищей: должна звучать без запинок; должна передавать характер и настроение героев; должна гармонично соединяться с речью товарищей.

    Не следует забывать, что главный в басне – автор.

    Также следует рассказать о ходе предстоящего урока, познакомив ребят со сценарием.

    Ход урока.

    -Дорогие ребята! Сегодня проводим урок – конкурс. Все условия и требования мы с вами обговорили вчера. Как выступить на конкурсе вы знаете. А как мы будем определять победителей, кто оценит конкурс? Я предлагаю участвовать в этом всем, но организованно. Каждая группа будет оценивать каждую группу. В выступлении надо учитывать все: положительное, отрицательное и вывести общую оценку.

    -Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

    -Отмечать в выступлении все положительное.

    -Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

    -Отмечать в выступлении все негативное, отрицательное.

    -Третья группа – «эксперты». Эта группа будет учитывать все: плюсы и минусы в выступлении «артистов», аргументировать свою оценку.

    Все итоги подведем, узнаем победителя. Обратите внимание на таблицу. Есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если поведение кого-либо будет некорректным по отношению к другим товарищам.

    1 раунд:

    Итак. Выступление первой группы: басня «Стрекоза и Муравей». Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

    Оптимисты:

 

  • Дети выступали очень организованно.

  • Выразительно в лицах читали басню Дима и Алина.

  • Алина правильно определила ведущую роль автора.

    Пессимисты:

 

  • Алина не в полной мере передавала состояние и характер Стрекозы.

    Эксперты:

 

  • К сказанному мы хотим добавить, что басня звучала слаженно, как - будто это не группа читала, а один человек, так хорошо ребята поддерживали интонацию друг друга.

    Актерам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 8 баллов.

    Меняются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет работать под полями другой «мыслешляпы».

    2 раунд:

    Выступление следующей группы: также басня «Ворона и лисица».

    Оптимисты:

 

  • Очень выразительно читали роли вороны и лисицы Алеся и Мария.
  • Хорошо разыгрывали диалоги между собой.

 

Пессимисты:

 

  • Алеся читала свои слова выразительно, но тихо.
  • Между диалогами были паузы, которые мешали восприятию басни.

 

Эксперты:

 

  • Ребята старались учесть замечания к предыдущей группе, но удалось это не до конца.

 

Актерам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 9 баллов.

 

Меняются ролевые позиции.

 

3 раунд:

 

Выступление следующей группы: басня «Лисица и виноград».

 

Оптимисты:

 

  • Ребята при чтении басни выбирали правильный темп чтения, громкость и интонацию.
  • Характер и настроение героев были сыграны интересно.
  • В конце выступления получилось сыграть басню лучше всего.

 

Пессимисты:

 

  • Не все приготовились читать так, чтобы было без запинок.
  • Не следили за речью товарищей.

 

Эксперты:

 

  • При первом чтении не дружно сказаны слова героев, которые надо читать всем вместе.
  • В последнем прочтении басни почувствовалась слаженность. Делаем вывод, что недостаточно прорепетировали.
  • Заслуживает одобрения то, что старались исправить то, что не получалось сразу.

 

Актерам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 8 баллов.

 

Подсчитав очки, мы видим, кто победитель.

 

Басни

Актеры

Оптимисты

Пессимисты

Итого

1 гр.«Стрекоза и Муравей»

9

9

8

26

2 гр.«Ворона и Лисица»

9

9

9

27

3 гр.«Лисица и Виноград»

8

8

8

24

 

Победившая группа выходит на награждение. Все громко поздравляют.

 

Учитель: Спасибо, ребята! Вы очень хорошо поработали.

 

Учитель: Вы сегодня сами определили победителя конкурса. Как вы считаете, это действительно победители? Что вам помогло в этом?

 

Ответы детей: каждый раз, работая в разных ролях, мы выбирали что-то одно: то, что получилось хорошо и то, что не получилось не совсем хорошо, старались не думать о постороннем. А все вместе увидели выступление со всех сторон. А это оказалось очень важным, потому что ничего не упустили.

Учитель: Основное вы поняли правильно. Очень надеюсь на то, что вам это пригод

Joomla SEF URLs by Artio