Методическая разработка "Звени, звени златая Русь..." 

 

Исаева Екатерина Олеговна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 603, г.Санкт-Петербург

 

«Звени, звени, златая Русь…»-это комплексное занятие, продолжительностью 40 минут, предназначенное для детей 7-8 лет.

 

Цель занятияобъединить различные виды художественной деятельности в целостный процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности).Знакомство с творчеством  композиторов, художников, поэтов, воспевающих природу в разные времена года.

 

Задачи:

 Обучающие:

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка через используемые произведения искусства(музыку, живопись, поэзию).

- учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

- знакомство с творчеством П. Чайковского, С. Есенина.

Развивающие:

 -развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой деятельности.

-развивать творческие способности ребенка.

-развивать эмоционально-ценностное отношение к музыке.

- развитие слуховых представлений по средствам музыки, поэзии и живописи.

Воспитательные:

-воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства.

- воспитание образного мышления.

- воспитание и развитие нравственно-патриотического

 чувства: любви к Родине, уважение к её истории и традициям.

 

 Музыкальный материал:

  1. П.И. Чайковский. Цикл «Времена года» (фортепиано).
  2. Г. Свиридов. Поэма «Памяти С. Есенина».

 

Материально-техническое обеспечение:

-фортепиано

-музыкальная аппаратура

-стулья

-столы

-бумага, краски, акварель, гуашь, восковые мелки, кисти для рисования, цветные карандаши

Оформление класса:

На центральной стене- портрет С.Есенина.

 

План занятия:

  1. Биография и творчество С. Есенина. Воспевание природы в стихах и поэмах. Влияние творчества Есенина на поэтов, художников и композиторов.
  2. Описание явлений природы и времён года поэтами, художниками и композиторами.
  3. Изображение осени, зимы, весны и лета в творчестве.
  4. Творчество детей:

- исполнение пьес на фортепиано, посвященных временам года;

- рисунки детей к музыкальным произведениям.

Ход занятия.

Звени. Звени, златая Русь,

Волнуйся, неуёмный ветер!

Блажен. – кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь…

У С. Есенина много стихов о природе. Недаром поэта называют певцом Русской природы. Природа у Есенина движется, переливается всеми цветами радуги. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды- все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. Для него любое дерево, растение и даже обычное время суток – живые существа. Вечер шепчет, песок звенит, месяц водит с тучами игру, липы держат в зелёных лапах птичий гомон, черёмуха кудри завила, у берёзки зелёная причёска …Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит.

Когда читаешь стихи С.Есенина о природе, то её картины становятся видимыми. В жизни поэта был такой случай. Он познакомился с художником И. Бродским, который, прослушав стихи в авторском исполнении сказал, что поэт, вероятно, родился в Рязанской губернии. Для Есенина родной край, родина- это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и деревенскими традициями, с красочным миром природы.  Есенин очень удивился, как это художник догадался, что он действительно родился в рязанском селе Константиново. Настолько ярки поэтические зарисовки природы в стихах Есенина, что в памяти художника они оживили увиденную природу под городом Рязанью, где художник в молодые годы много работал – писал картины. Позже, да и в наши дни, многие художники писали свои картины, навеянные стихами и поэмами Есенина – гравюры Фёдора Константинова. Картины Николая Ромадина, риунки Бориса Дехтерева.

Художники создавали свои работы под впечатлением поэзии С. Есенина, как бы воспроизводили его строки красками, тонко чувствовали эмоциональное и образное содержание его стихов и поэм. Видели их в своём воображении, а затем нарисовали на своих полотнах.

Композитор Г. Свиридов сочинил музыкальное произведение на стихи С. Есенина, которое называется « Поэма памяти Есенина».Звучит музыка. Г. Свиридов  «Поет зима – аукает..»

Есенин о природе рассказывал словом, художники – красками, а композитор – звуками музыки.

П.И. Чайковский нарисовал картину осени прекрасной музыкой, которая называется «Осенняя песня».Звучит музыка. «Осенняя песня» в исполнении учащегося студии «фортепиано»

Вспомним, какие строки из стихов Есенина созвучны настроению этой пьесы.

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли. Печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

… Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Есенин воспевал не только осеннюю природу, вот как он писал о зиме:

… заколдован невидимкой.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

… Снег падает, мелькает, вьётся,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает…

Вот как композитор П. И. Чайковский изобразил зимний вечер в своем произведении  «у камелька».

Звучит музыка. «У камелька» в исполнении учащегося студии «фортепиано»

   На смену зиме всегда приходит весна; природа пробуждается и каждый чувствует в себе прилив новых сил.

Так пей же, грудь моя

Весну!

Волнуйся новыми

Стихами!

Черёмуха душистая

 С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Вот как композитор П. И. Чайковский изобразил весну в своем произведении  «Подснежник».

Звучит музыка. «Подснежник» в исполнении учащегося студии «фортепиано»

Есть у С. Есенина стихи и о лете.

Ну, а если лето –

Песня плохо спета.

Слишком много дела-

В поле рожь поспела.

Ах, уж не  с того ли

Дни похорошели, -

Все колосья в поле

Как лебяжьи шеи…

Вот как композитор П. И. Чайковский изобразил лето в своем произведении  «Баркаролла».

Звучит музыка. «Баркаролла» в исполнении учащегося студии «фортепиано»

Наше занятие сегодня посетили все времена года. Сколько их? Назовите! Что нам помогло встретиться сразу со всеми временами года?  (Ответы детей) Правильно, слово -  музыка - живопись.

А теперь я предлагаю вам стать художниками. Выберите изобразительные материалы: краски, фломастеры, листы бумаги. Подойдите к столам и нарисуйте то время года, которое каждый из вас хочет нарисовать. (вопрос к детям – Как называется картина, на которой изображена природа?. ответ – правильно – пейзаж). Вот и будете рисовать пейзаж, каждый свой.

Вначале дети обдумывают замысел, подбирают материалы и приступают к работе. Негромко звучит музыка П. Чайковского из «Времен года». Когда работа над рисунками завершена, устраивается выставка детских работ, которая размещается рядом с портретом С. Есенина.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

                        С. Есенин.

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio