Конспект интегрированного урока
(русский язык, окружающий мир, коррекция)

Эволюция человека. Эволюция письма

Теремова Лариса Леонидовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №46 Санкт-Петербурга

Тема урока:

 

«Эволюция человека. Эволюция письма»

Урок разработала и провела:

Теремова Лариса Леонидовна,

учитель высшей квалификационной категории,

ГБОУ СОШ №46 г. Санкт – Петербург

 

Предмет, автор программы, УМК

русский язык, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-граф, 2013

Класс

3»А» класс, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Санкт - Петербург

Дидактическая цель урока:

Расширить представления о происхождении и развитии письменной речи, о значении письма в жизни человека.

Цели урока:

1. Формирование познавательных УУД: Формирование у детей правильного представления о письменной речи, как о важнейшей форме коммуникации, позволяющей сохранить и передать накопленный человеческий опыт. Повышение учебной мотивации, нтереса к родному языку. Обогощение словарного запаса учащихся.

2. Формирование регулятивных УУД: Развитие познавательной активности; коммуникативных умений, логического мышления, умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

3. Формирование коммуниикативный и личностных УУД: Активизация природной грамотности, овладение приёмами, повышающими грамотность детей, позволяющими самостоятельно развивать внимание, память, оовладение приёмами произвольной регуляции, способности детей обучаться самостоятельно, умение работать в коллективе, в группах; воспитывать чувства взаимопомощи, профилактика перегрузок, утоиляемости, овладение навыками рационалной организации умственного письма.

Тип урока

Интегрированный урок (русский язык, окружающий мир, коррекция)

Образовательные технологии:

личностно-ориентированное, проблемно-диалогическая, здоровьесберегающие

 

 

 

 

 

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, работа в группах

Оборудование урока: мультимедийный проектор, бланк – лист для ответов у каждого учащегося, карточки с заданиями в группах, карточки со словарными словами, коробка с предметами(очки, грецкий орех, перчатки,зубная щётка), карточки для выполнения домашнего задания.

План урока:

 

№ П/п

Этапы урока

Время

I.

Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

1 мин.

II.

Актуализация знаний.

10 мин.

1.

Оформление бланка – ответов.

1 мин.

2.

Орфографическая минутка.

2 мин.

3.

Проверка домашнего задания.

3 мин.

4.

Работа с предложением.

2 мин.

5.

Минутка чистописания.

2 мин.

III.

Постановка темы и целей урока.

2 мин.

IV.

Активизация знаний.

2 мин.

V.

Физ. минутка.

1 мин.

VI.

Знакомство с новым материалом.

12 мин.

1.

Древнее письмо символами.

4 мин.

2.

Письмо с острова Крит.

3 мин.

3.

Современные пиктограммы.

2 мин.

4.

Мнемотехника.

2 мин.

5.

Центр письма и речи в мозге человека.

1 мин.

VII.

Физ. минутка.

1 мин.

VIII.

Упражнения, направленные на развитие центра письма и речи.

12 мин.

1.

Спунеризмы.

6 мин.

2.

Слова – перевёртыши.

6 мин.

IX.

Рефлексия.

2 мин.

X.

Домашнее задание.

1 мин.

XI.

Итог урока.

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I.Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

Урок у нас сегодня необычный. Нам пригодятся знания по русскому языку и окружающему миру. Проверили своё рабочее место, сели удобно и приготовились к трудной, но интересной работе. СЛАЙД №1.

II. Актуализация знаний.

Работа класса в бланках - ответов, в результате выполнения каждого задания дети открывают слог слова Э-ВО-ЛЮ-ЦИ-Я

1.Заполнение бланка для ответов. Всставить пропущенные буквы в записи даты и вида работы.

СЛАЙД №2.

Проверка. СЛАЙД №3. (Э)

2.Вставить пропущенные гласные. СЛАЙД №4.

В какой части слова пропущена буква? (суффикс)

Подумайте, какое надо вспомнить правило, чтобы справиться с этим заданием.

Кто затрудняетс, поднимите руку.

Взаимопроверка. СЛАЙД №5.

Посмотрите на свою работу. Кто справился без ошибок? Како правило помогло правильно написать пропущенную гласную букву? (ИЦ – ЕЦ) (ВО)

3.Проверка домашнего задания.

Какая часть слова помогла образовать новые слова? (суффикс)

Какое значение стало у новых слов? (уменьшительно – ласкательное)

Назовите слова с суффиксами -ИЦ ,– ЕЦ. (ЛЮ)

4.Работа с предложением. СЛАЙД №6.

За окном свирепствует февральская метель.

Какая схема соответствует данному предложению? (2 Б) Докажите. (ЦИ)

5.Минутка чистописания.

Письмо элементов букв правой рукой, левой рукой, одновременно двумя руками.

Образец написания в бланке с ответами. Объяснение учителя. Тренировочное упражнение в «воздушной» тетради, затем на строке в бланке с ответами. (Я)

 

III. Постановка темы и целей урока.

Толкование слова ЭВОЛЮЦИЯ ( выбрать правильный вариант из 3-х предложенных, работа в группах по карточкам. СЛАЙД №7.

ЭВОЛЮЦИЯ – ЭТО… СЛАЙД №8.

1) Процесс постепенного и непрерывного изменения и развития

2)Коренной переворот в жизни общества, который сопровождается сменой власти

3)Хирургическая лечебная помощь

Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Вы легко умеете писать и свободно пользуетесь письменной речью. Но возможность эта появилась у нас лишь потому, что множество людей, живущих на Земле, потратили тысячи лет для создания и развития письма. Вот об этом мы с вами и поговорим , об ЭВОЛЮЦИИ ПИСЬМА, ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

СЛАЙД №9.

Большой, сложный путь прошел человек в своем развитии, от древних времен до современности. Огромную роль в эволюции человека играет процесс появления речи сначала устной, за тем письменной. СЛАЙД №10 - 12.

Какой орган человеческого организма в процессе эволюции претерпел наибольшие изменения?

(Выносится коробка)

В этой коробке находятся предметы, один из этих предметов является подсказкой для ответа на заданный вопрос. Вам нужно установить логическую связь между представленными предметами и человеческим организмом и выбрать один из них, который поможет найти правильный ответ.

Предметы: очки, перчатки, зубная щетка, грецкий орех.

(Выслушать ответы детей. Правильно строить высказывания-рассуждения, используя форму

« Я считаю, что…… ,потому, что………»

Письменность и вправду идет от человеческого черепа – она зародилось в голове человека, в его мозге. Вы видите, как в процессе эволюции увеличился человеческий мозг. Все функции, которыми овладевал человек, находили отражение в мозге. Именно мозг управляет всеми психическими процессами человека, а речь является одной из психических функций, присущей только человеку. СЛАЙД №13.

V.Физ. минутка.

Выполнеиие перекрёстных упражнений под руководством учителя.

VI.Знакомство с новым материалом.

Письменность изобрели наши древние предки. Сначала им пришлось научиться говорить- общаться при помощи звуков, - на это им понадобилось сотни тысяч лет. Затем ушли сотни веков, пока люди научились общаться, рисуя ловкими пальцами знаки для слов, так, что слово можно было и видеть. Сначала это были целые картины, рассказывающие о событиях в жизни людей, затем стали использоваться упрощенные изображения-символы. СЛАЙД №14 – 15.

1.Древнее письмо символами.

До нас дошли образцы письма древних шумеров. Сейчас мы предлагаем вам представить себя на их месте, то есть немножко побыть древними шумерами и попробовать придумать символы к предложенным словам, как бы записали их древние шумеры?

Работа в группах. Детям раздаются карточки со словами, записанными в столбик:

Птица лук бык солнце

После выполнения работы, дети сравнивают свои символы с письмом шумеров.

Варианты, предложенные детьми, демонстрируются классу на магнитной доске. Одновременно возникает вывод о том, что все по-разному изобразили одни и те же предметы.

СЛАЙД №16.

- Как вы считаете, легко ли древним людям было понимать друг друга при помощи письма символами?

- Что легче для вас, писать символами или буквами?

- В чем разница между письмом символами и современным письмом, ведь буква-это тоже символ? (нет общего , принятого всеми символа; за символом- предмет, а за буквой – звук, слово).

2. Письмо с острова Крит. СЛАЙД №17.

- На этом слайде представлено письмо линейное, обратите внимание, что символы больше похожи на знаки, причем знаки, которые повторяются. Знаки для предметов стали превращаться в знаки для слов.

Посмотрите внимательно на письмо. Работа в парах.

Найдите и сосчитайте знаки, которые повторяются.

Ученики парами выходят к доске и показывают на экране похожие знаки.

3.Современные пиктограммы .

Как вы считаете, опыт предков, письмо символами используется в наши дни или нет?

Узнать и объяснить, что означает представленный на экране символ. СЛАЙД №18.

4. Мнемотехника.

Могут ли пиктограммы помочь в обучении?

Таблица с мнемотехникой. СЛАЙД №19.

- Как вы думаете, какое орфографическое правило здесь графически представлено?

(ШИ пиши с буквой И)

5.Центр письма и речи в мозге человека. СЛАЙД №20.

Посмотрите на экран, в процессе эволюции речи наш мозг не просто увеличился в объеме, в нем появились участки ,зоны, которые отвечают за нашу речь. Это центр речи, есть зона, в коре головного мозга, которая отвечает за письмо и чтение - ЦЕНТР ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

Эти центры есть в коре головного мозга даже у младенца, но почему младенец не умеет говорить, писать, читать? Эти зоны созревают в процессе развития ребенка и начинают работать только в процессе обучения. Какой же можно сделать вывод?

ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ НАГРУЖАТЬ НАШ МОЗГ – ОН НЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ.

VII. Физ. минутка.

Упражнение для глаз. «Восьмёрка»

VIII. Упражнения, направленные на развитие центра письма и речи.

Есть специальные упражнения, которые позволяют повысить свою грамотность, внимание, развить свой мозг. Вы хотите с ними познакомиться?

И так, упражнения, направленные на развитие центра письма и чтения.

1.Спунеризмы. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с перепутанной фразой. Фразы демонстрируются на экране.

Проверка. СЛАЙДЫ № 21 – 28.

Один ученик прочитывает фразу в слух так, как она написана ( все 4 фразы)

За отведенный отрезок времени, дети должны расставить слоги по местам и распутать фразу.

Повторное чтение запутанной фразы и результат .

Объяснить значение устойчивого выражения.

ЗАПЛЕТЫК ЯЗЫКАЕТСЯ (Язык заплетается)

НОСАТЬСЯ С ОСТОМ (Остаться с носом)

УЛОПАТЬ ХЛОШАМИ (Хлопать ушами)

ЯЗЫКОТЬ МОЛОКОМ (Молоть языком)

Фронтальная работа с классом. СЛАЙД №29. Распутать фразу. Это мудрый совет наших предков.

УЧИМОТЕ ГРАТЬСЯ - ПРИГОДА ВСЕГДИТСЯ! (Грамоте учиться всегда пригодится!)

ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ! СЛАЙД №30.

Задание: Орфографическое прочтение (хоровое). Объяснить значени.

Назовите имя существительное. Определите его род, число, падеж. Назовите слово в начальной форме

1)Записать слово только гласными, вместо согласных ставим прочерк. Проверка.

2)Записать слово только согласными. Вместо гласных ставим прочерк. Проверка.

Эти упражнения помогут вам не пропускать буквы, быть внимательнее при письме.

2.Слова-перевертыши СЛАЙД № 31 – 32.

Этот приём поможет вам быть внимательнее, быстрее писать и запоминать. Особенно полезен этот прием при работе над словарными словами

Записать слова, начиная с последней буквы(на доске - слово, дети орфографически читают, слово закрывается, пишут переворачивая.) Проверка .

Слова: БАГАЖ -ЖАГАБ

ВАГОН –НОГАВ

ЗАВОД – ДОВАЗ

ОГОРОД – ДОРОГО

ТОПОР – РОПОТ

IX. Рефлексия. СЛАЙД №33.

Я узнал(а), что в процессе эволюции больше всего у человека развился ________

На уроке мне интересно было узнать о _________________

Какие советы я могу использовать в своей работе, чтобы грамотно писать ____________

X. Домашнее задание. СЛАЙД №34.

1.Составить пиктограмму одного из изученных правил.

2.Задание по карточкам с использованием новых приёмов, рассмотренных на уроке. (Учащиеся из «Загадочного ларца» выбирают карточку со словами)

№1 ШАКАЛАТ №3 ЖУЧЁК

ПРИКРАСТНЫЙ ОЛЕЯ

ПРАФЕСИЯ ПАЛИЦЫЯ

№2 БРАТИЦ №4 КРАСАВИЦ

ПРАГРАМА ШАСЕ

ЩАСТЕ ОФТОБУС

XI. Итог урока. СЛАЙД № 35.

Наш урок закончился. Всем спасибо за трудную и интересную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список, используемой литературы:

1.Учебник по русскому языку, автор С.В. Иванов

Издательство Вентана – граф 2013 год.

2. «Книга о языке», автор Франлин Фолсом

М. 1977 г. Издательство «Прогресс».

3. «Избавимя от двоек», автор И. Друбачевская

М. 1997 г. Редакционно – издательский комплекс Русанова

4. «Чтение с увлечением», автор А. Соболева, С. Краснова

М. 2009 г. ЭКСМО

5. «От линии к линии», автор М.В. Ткачёва

Издательство Дрофа, 2004 г.

Интернет – ресурсы:

http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9&fr=web&rch=l

http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&fr=web&rch=l

http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B&fr=web&rch=l

 

 

 

 

12 ф…враля.

Кла… ная р…бота.

№1 Брат…ц, сестр…ца, лис…ца, мороз…ц, удал…ц, молод…ц, пев…ц, пев…ца.

№2_______________________

№3

 

№4

 

 

 

 

 


№5Учемоте граться – пригода всегдится.

________________________

________________________

№6 ____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

 

Joomla SEF URLs by Artio