Методическая разработка. Интегрированный урок. 2 класс

"Честное гусеничное" (Сказка В.В.Берестова)

Джан Екатерина Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУСОШ № 473 г. Санкт-Петербурга.

 

Цель: продолжить работу над формированием правильной читательской деятельности.

Задачи: расширить кругозор  учащихся и вызвать интерес к познанию окружающего мира, дать представление о многообразии бабочек; воспитать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир», иллюстрации бабочек, цветная бумага, схема выполнения бабочки в технике оригами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Ребята, отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Из всех насекомых бабочки самые популярные. В целом мире не найдется человека, которыми не нравятся бабочки. В древности считали, что  бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от  растений.

Как вы думаете, почему бабочек сравнивают именно с цветами? (ответы детей)

Как вы думаете в чем красота бабочек?

 Закройте глаза, представьте себе лесную поляну в солнечный летний день. Вся поляна утопает в цветах, а над цветами кружатся разноцветные бабочки.

Откройте глаза и посмотрите на доску.  ( На доске иллюстрации бабочек). Кто из вас видел каких-нибудь из  них в природе? Что вы о них знаете?

Посмотрите, какие они яркие. Зачем бабочкам нужна яркая окраска?

Яркая окраска и движение крыльев отпугивает от них птиц. Другие бабочки наоборот сливаются с растениями.

А кто из вас знает как появляются бабочки?

Жизненный цикл бабочек можно разделить на 4 стадии: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Из яйца появляется гусеница, которая по природе своей очень прожорлива, ведь ей нужно набрать как можно больше питательных веществ, для трех последующих циклов. Едва выйдя из яйца, она съедает его оболочку и тут же приступает к поеданию листа, на котором было прикреплено яйцо.

Весь свой цикл гусеница то и делает, что ест, поэтому и растет она быстро. В процессе своего роста, несколько раз гусеница сбрасывает кожу, то есть линяет.

После крайней линьки гусеница окукливается (превращается в куколку). Прикрепляясь шелковой нитью (выделяемой из брюшка) к растению, гусеница, зацепившись за нее задними ногами, повисает в воздухе. Происходит окукливание. Из прожорливой гусеницы, которая заботилась лишь о пропитании, появится  бабочка. Но куколка сама по себе уязвима, так как не имеет возможности уползти от опасности, либо улететь. Именно поэтому природа позаботилась о маскировке куколок, некоторые виды никак не отличить от веточек, или листиков, а многие подвиды сплетают коконы из многокилометровой шелковой нити, в которых гусеницы превращаются в куколки. Жизненный цикл куколки зависит от вида бабочки, у некоторых он длится всего несколько дней, а бывает и до трех лет.Когда заканчивается метаморфоз, лопается оболочка куколки и из нее появляется бабочка. Крылышки поначалу мягкие и безжизненные, как бы поникшие, поэтому бабочке очень важно найти опору, веточку, либо стебелек, на котором ей будет удобно закрепиться и расправить крылья. Бабочка начинает трепетать крыльями, так как ей необходимо их просушить.

Первый полет происходит после того, как крылья окрепли и стали сильными и легкими. 

(Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями).

Откройте учебник и прочитайте заглавие и фамилию автора сказки, которую мы будем читать.

3. Работа с текстом.

А) Чтение сказки про себя.

Б) Чтение по абзацам с комментированием.

1-2 абзацы.  Чему радовалась гусеница? Какой  она себя считала?  Согласны ли вы с ее мнением? О чем сожалела гусеница?

3-4 абзацы. В чем выразилось везение бабочки?  Что она ожидала услышать? Согласны ли вы с девочкой? Что решила гусеница?

5-7 абзацы. Как гусеница сдержала свое слово? Легко ли ей было сделать кокон? Как она трудилась? Как вы понимаете высказывание гусеницы, что она совершенно замоталась? (устала и замотала себя ниткой: в прямом и переносном смысле). 

8-10 абзацы. Что происходило с гусеницей в коконе? Как она выбралась из кокона? Догадались ли вы, почему она «падала вверх»?

С 11 абзаца до конца. Почему теперь девочка восхищалась? Почему гусеница не поверила девочке? Какой увидела себя гусеница в капле росы?

4. Работа с текстом после чтения.

Прочитайте загадку. (на доске)

Расту червячком, питаюсь листом.

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу,

Свой дом покидаю.

На сколько частей можно разделить загадку? (на 3 части).

В сказке, как и в этой загадке тоже 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки. (При проверке сравнивается каждая часть загадки и сказки).

5. Заключительная часть.

Прочитайте самые последние слова бабочки.  Что она называет самым обыкновенным чудом? Это одно из чудес  в природе. Но надо быть очень внимательным, чтобы их замечать.

А теперь давайте попробуем сделать бабочку собственными руками.

6. Сложение бабочки в технике оригами.

Joomla SEF URLs by Artio