Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Внеклассная работа – эффективное средство
повышения мотивации изучения иностранного языка

Салина Елена Витальевна,
учитель французского языка ГБОУ №133
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

   

Формируя коммуникативную компетенцию школьника в процессе обучения иностранному языку, значимая роль принадлежит мотивации, благодаря которой вовлечение учащихся в активную речевую деятельность организовать намного легче,  что всегда влечет за собой положительные результаты.

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов – это прежде всего создание условий для появления внутренних побуждений к учению, создание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Внеклассная работа является органичной частью всего учебного процесса. Расширяются международные, экономические, политические, научные и культурные связи России и общение на иностранном языке является сейчас настоятельной необходимостью.

Внеклассная работа имеет в настоящее время особенно большое значение, потому что она дает дополнительную возможность создать языковую среду. Кроме того, эта работа показывает школьнику, что иностранный язык может служить для него средством общения в той или иной жизненной ситуации (при переписке с зарубежными школьниками, встрече с иностранными делегациями), при просмотре фильмов, издании школьной газеты.

Внеклассная работа помогает также развитию у детей интереса к изучаемому языку благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но предложенного в другой форме материала, благодаря наличию естественных ситуаций общения.

Все это во взаимодействии с работой в классе помогает выполнению практических задач, так как дает возможность овладеть иностранным языком. Кроме того, внеклассная работа помогает решению задач воспитания и общего образования.

В общешкольных мероприятиях на иностранном языке участвуют одновременно школьники разных возрастных групп. Тематические вечера проводятся обычно с учащимися каждой параллели. Правильно организованная внеклассная работа позволяет:

- обеспечить прочное овладение лексическим материалом;

- расширить активный языковой запас учащихся, увеличить потенциальный лексический запас;

- усовершенствовать произносительные навыки учащихся; научить четко и правильно интонировать французскую речь;

- сформировать навыки и умения, необходимые для правильной, выразительной, обращенной к слушателям речи;

- овладеть как диалогическими, так и монологическими видами речевой деятельности;

- расширить объем слуховой памяти, усовершенствовать умения в аудировании;

- сформировать стойкий интерес к чтению, а также интерес к поисковой деятельности в процессе изучения иностранного языка и стремление самостоятельно пополнять знания, полученные в процессе изучения иностранного языка и на других предметах.

Весь процесс подготовки праздников, вечеров на иностранном языке можно разделить на этапы:

- выбор материала для вечера, праздника;

- ознакомление учащихся с тематикой, задачами;

- чтение сценического материала;

- распределение ролей;

- работа над произношением;

- распределение обязанностей по проведению праздника, изготовление реквизита;

- репетиции отдельных мизансцен;

- подбор музыкального сопровождения;

- репетиция;

- проведение вечера, праздника;

- подведение итогов, выпуск газеты.

Ребятам можно предложить оформить газету на французском языке, посвященную школьному празднику. Фотографии, рисунки в выразительной форме позволят представить и передать тем, кто не смог принять участие в празднике, всю важность, привлекательность проведенного мероприятия. Это поможет привлечь новичков, желающих на следующем празднике выступить, помочь в организации, проведении. Такая работа будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Широко используя печатные, экранные, звуковые и т.д. пособия, проявляя фантазию, можно создать обстановку праздничности, повысить значимость мероприятия.

Кабинет иностранного языка – также помощник учителя в деле подготовки тематического вечера, праздника. Лингафонные устройства аудиактивного типа обеспечат ребенку работу в режиме «самопрослушивания», когда учащиеся смогут слышать свою речь в момент проговаривания, произносить вслух, не мешая своим товарищам. Такие условия помогают работать каждому над своей речью в свойственном ему темпе.

Технические средства, используемые в момент проведение праздника, помогают усилить эмоциональный эффект, соединить речь и музыку, привнести подлинность в обстановку, обеспечить реальность, естественность всего, что учащиеся воспринимают, находясь в зрительном зале.

Содержание внеклассной работы всегда связано с содержанием учебной работы и опирается на нее, углубляя и дополняя. Содержание внеклассной работы определяется в каждом классе задачами, поставленными программой обучения, интересами учащихся, их возрастными особенностями.

В процессе внеклассной работы дети усваивают новый лексический и грамматический материал. Новизна стимулирует и активизирует познавательную деятельность человека, поддерживая устойчивость внимания. Прочность запоминания достигается и разнообразием применяемых видов работы, при которых будут иметь место различные способы восприятия.

В нашей школе проведение некоторых внеклассных мероприятий стало традицией, но в то же время ежегодно появляются новые или творчески переработанные старые формы работы. Так, например, в 2013 – 2014 гг. прошли очень любимые детьми нашей школы Рождественский концерт, Праздник французского алфавита.

В нашей жизни, в системе образования произошли изменения, которые требуют обновленных подходов, форм и содержания внеклассной работы. Широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами и использование интернет-сети в обучении иностранным языкам. Учитывая это фактор, мы проводим конкурс презентаций по различным учебным темам.

Учителя нашей школы уже много лет проводят массовые праздники и конкурсы на французском языке, которые являются частью большой работы по духовно-нравственному воспитанию. Концерты для родителей, постановки на французском языке – все эти мероприятия вызывают интерес школьников, повышают их активность и мотивацию к изучению французского языка. Ежегодно в школе проходит неделя французского языка. Проведению недели предшествует большая работа. Большой интерес проявляют дети нашей школы к соревнованиям в традиционных русских и французских играх: бег в мешках, эстафета со сковородой, игра в петанк. На уроках во время релаксационных пауз мы повторяем различные команды по-французски. Руководят соревнованиями учитель физкультуры и подготовленные старшеклассники. В рамках Недели проводились конкурсы плакатов, рисунков и карнавал литературных героев.

При подготовке и проведении Недели ребята учились искать полезную информацию в интернете с помощью французского языка, совершенствовали навыки французского произношения для выступлений, повысилась активность детей, расширился кругозор. Подобные мероприятия играют важную роль в формировании коммуникативной компетентности обучающихся при изучении французского языка.

Огромное значение для усвоения языкового материала имеет взаимодействие классной и внеклассной работы, поскольку для скорости и прочности запоминания имеет большое значение предыдущий опыт в области языка, полученный на классных занятиях: уже сложившиеся системы связей влияют на образование новых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Андреевская-Левенстерн Л.С. Методика преподавания французского языка в средней школе. Москва, Просвещение, 1973

2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. Москва, Просвещение, 1969

3. Беляев В.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Москва, Просвещение, 1959

4. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. Москва, Просвещение, 1977

5. Рогова Р.В., Верещагин И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях. Москва, Просвещение, 1998

6. Григорьев Д.В., Степанов Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Москва, Просвещение, 2011

7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio