Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе

Михайлова Оксана Юрьевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 143,
 с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Во многих школах сегодня обучение английскому языку начинается со 2 класса и это вызывает ряд трудностей для многих учителей. В первую очередь это связано с возрастными особенностями, так как младшие школьники не могут сами решать многие задачи которые появляются в процессе их деятельности (игровой, учебной). Современный стандарт предъявляет не только новые требования к образованию, но и к использованию новых подходов в работе. Сегодня требуют от учителей подходить творчески к самым простым темам, как например, изучение алфавита и правил чтения. В наше время  можно найти огромный выбор всевозможной красочной литературы с развивающими играми, телевизионные программы, компьютерные игры, что может весьма облегчить труд учителя и сделать рок интересным и увлекательным.

Важно учитывать ещё и то, что ребенок в возрасте 8-9 лет должен чувствовать себя свободно, комфортно на уроке, активно принимать участие, чтобы материал вызывал интерес, имея практическую значимость для учащегося. В этом возрасте ребенок живет в особом мире игры, волшебства и сказки. Если ребенку будет интересно, то он непременно станет активным участником, а это залог эффективной работы.

При изучении алфавита следует помнить, что знакомство с буквой или буквами и прописыванием их на уроке составляет не более 15 минут от всего урока. Остальная часть урока – это фонетическая, лексическая работа, зарядки, песни, стихи, игры, в том числе и с буквами.

При закреплении пройденных букв на последующих уроках можно проделывать всевозможные игры с буквами и звуками, например, соединить буквы и звуки, по звуку определить название буквы, найти или назвать рифмующие буквы, найти пару букв – заглавную и маленькую и т. д.

Изучив алфавит, буквосочетания и правила чтения мы собственно переходим к чтению. Научить человека читать – достаточно сложная задача, ведь научить читать – это значит, во-первых, научить технике чтения, т.е. мгновенному узнаванию зрительных образов речевых единиц и озвучиванию их во внутренней (чтение про себя) или внешней речи (чтение вслух); во-вторых, требуется мгновенное соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением. Работая не один год с младшими школьниками, часто сталкиваешься с рядом трудностей при обучении некоторых учащихся, несмотря на тщательно продуманные уроки и самые современные УМК. Некоторые школьники не справляются с чтением и весьма сильно отстают от своих одноклассников. Дело в том, что некоторые учащиеся могут страдать дислексией. Дислексия – это нарушение устойчивых навыков распознавание письменного текста. При этом заболевании ребенку трудно читать написанный текст, так и писать самому. Болезнь затрагивает примерно 5 % детей, преимущественно мальчиков. Заподозрить это заболевание можно у детей, которые посещают детский сад, но только логопед - дефектолог может поставить окончательный диагноз. В детском саду у ребенка может быть задержка речевого развития, трудности при рисовании, он может не чувствовать рифмы, не запоминать что-либо со слуха или при визуальном наблюдении, он может плохо ориентироваться во времени и в пространстве.  Если не выявить это заболевание на раннем этапе, то возникнут проблемы в школе. Ребенок в школе может читать медленно по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание прочитанного нарушено в разной степени. Все симптомы дислексии- это симптомы дезориентации. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые ученик не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В этом случаи необходимы занятия с логопедом.

Нужно учитывать и ещё тот факт, что дети впрочем, как и взрослые делятся на 3 основных типа в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации. Визуалы –люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Если нет наглядности, любая информация воспринимается плохо. Им необходима яркая образная картинка, ведь именно по такой мысленной картинке они помнят информацию. Например, если надо что-то вспомнить по уроку они первым делом невольно представят тетрадку (книгу) и конкретное место в ней. При общении взгляд их направлен, как правило, вверх. 
Аудиалы –те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Здесь все наоборот им видеть не обязательно, достаточно посидеть и послушать - для них важно четкая выкладка по лексике, правильная речь. Хорошо работают в одиночку, индивидуально, вспоминают – также слухом – то, что обсуждали. При общении их взгляд направлен по средней линии. Кинестетики– люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Им все нужно потрогать и ощупать. Чтобы максимально усвоить информацию,  им нужна деятельность. Помнят общее впечатление, запоминают, двигаясь. На устных предметах нужно давать таким детям во время запоминания материала что-то лепить, клеить, складывать или вырезать. Их взгляд чаще всего направлен вниз.

Как определить тип ученика?   Это совсем не сложно - просто даже понаблюдайте за ними как они записывают домашнее задание. Визуал перепишет с доски в дневник то, что задано на дом, потому что предпочитает иметь нужную ему информацию, чтобы потом не спрашивать у других (причем легко ее воспринимает именно записанной на доске).  Аудиал, если не записал под диктовку учителя то, скорее всего, потом переспросит у соседа по парте, что задано и с его слов запишет в дневник (или же из дома обзвонит одноклассников с просьбой продиктовать задание). А кинестетик предпочтет найти нужные учебники, в них – нужные страницы, и прямо в книге отметить номера нужных упражнений.

Поэтому для учителя очень важно правильно и как можно раньше подобрать для ученика с проблемами в чтении задания, соответствующие его способу восприятия и усвоения информации. Визуалам на уроках помогают наглядные пособия (карточки, таблицы, картинки и т.д), аудиалам нужно несколько раз прослушать диск, читать хором или читать за одноклассниками, кинестетикам задания с движениями. Если педагог не безразличен к проблемам ученика, то он всегда сможет помочь ребенку преодолеть трудности чтения на раннем этапе обучения чтению.

Joomla SEF URLs by Artio