Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Необходимость формирования межкультурной компетенции
младших школьников

Петрова Екатерина Евгеньевна,
учитель английского языка

ГБОУ гимназия № 498 Санкт-Петербурга

Введение

В эпоху глобализации стремительное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах деятельности. Сегодня образованный человек должен не только владеть иностранным языком на уровне профессионального общения, но и обладать межкультурной компетенцией.

По моему мнению, необходимо формировать межкультурную компетенцию младших школьников. Во-первых, мы живём в России, а это государство, в котором проживают многочисленные народы, нации и национальные группы. Во-вторых, это то, что живём мы сегодня в веке бурного туризма. Дети с самого раннего возраста начинают путешествовать с родителями по зарубежным  странам. А ведь формирование способности к успешной межкультурной коммуникации – это  есть формирования интереса к культуре и традициям страны изучаемого языка и способности представлять собственную страну и культуру. Другая причина – это то, что экономические процессы всё более проникают друг в друга и географические границы между государствами размываются (пример: единая концепция школьного языкового образования, разработанная Советом Европы). Ещё расширяется международное сотрудничество и контакты между людьми, интенсивно развивается межкультурный обмен (например, языковые лагеря). Поэтому стало очень важно, чтобы многообразие языков и культур перестало быть фактором, препятствующим диалогу между представителями разных сообществ, и стало средством взаимного понимания и обогащения, инструментом творческого развития социально активной и самостоятельной личности.  А механизмом этого превращения является языковое образование, которое формирует межкультурную компетенцию как способность к диалогу культур.

Задача преподавания

Я убеждена, что задача преподавания состоит не только в том, чтобы научить детей владению иностранным языком, но и в том, чтобы подготовить их к межкультурным контактам, иначе говоря, научить их признавать культурное многообразие и различие людей, научить их открывать с помощью иностранного языка новую культуру, научить видеть «других» по-новому.

Уже в начальной школе на занятиях по иностранному языку  необходимо работать с текстами, диалогами, которые имеют социокультурную и страноведческую значимость. Важную роль играет также использование аутентичных материалов: текстов из зарубежных учебников, детских журнальных статей, объявлений.

Кроме того, такие материалы отражают национально-культурную специфику, дают возможность учащимся не только познакомиться с явлениями чужой культуры, но и увидеть привычные явления, ситуации в другом ракурсе. Можно предложить ребятам написать или заполнить на изучаемом языке формуляр какого-либо документа (например, анкету), чтобы позволить им встретиться с «конфликтом культур». Поэтому задания, стимулирующие сравнивать культуры, неизменно вызывают интерес учащихся и способствуют развитию межкультурной компетенции.

Вывод

Маленькому ученику нужно помочь осознать, что мир многообразен и многокрасочен. Ведь формирование межкультурной компетенции у младшего школьника призвано позволить ему: быть чувствительным к восприятию привычного и чужого; видеть в хорошо знакомом чужое и в чужом – привычное, общее; признавать/замечать чужое как чужое; преодолевать чувства страха и неуверенности, возникающее при встрече с чужими/непривычными; быть открытым для других культур. Подводя итог выше сказанному, хочу сказать, что процесс формирования межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего школьника.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio